Восемь лет после "Норд-Оста"

23 октября 2002 года террористы захватили 912 заложников в Театральном центре на Дубровке во время мюзикла "Норд-Ост". 26 октября пленники были освобождены, но не все — 130 человек погибли. Спустя 8 лет все еще нет ответа на вопросы — можно ли было спасти всех захваченных и какую роль в их гибели сыграл газ, применявшийся спецслужбами при штурме.

Как ни жутко это звучит, но те страшные события, хоть и остались в памяти, но уже так не тревожат. Захват заложников на первосентябрьской линейке в Беслане и мартовские взрывы в московском метро как бы "затмили" их.

Единственные люди, которые ни на минуту не забывают о тех днях — это бывшие заложники и родственники тех, кто так и не смог покинуть Театральный центр.

Они до сих пор пытаются достучаться до правды — что стало причиной гибели их родных. Неужели тот самый газ, который спецслужбы применяли, чтобы усыпить шахидок и не дать им взорвать здание?

После теракта семья Карповых — Татьяна и Сергей — стали одними из тех, кто создал региональную общественную организацию содействия защите пострадавших от террористических актов "Норд-Ост". На Дубровке они потеряли сына Александра.

"Вы даже не представляете, сколько людей, наглотавшись якобы безвредного газа, остались инвалидами. Практически все болезни заложников связаны с мозгом. После того как люди наглотались ядовитого газа, у людей нарушилось кровообращение, функции дыхания. 12 человек полностью оглохли. У многих сильно упало зрение. Заложникам ставят диагноз "пропадание памяти". Человек может пойти в магазин и купить 3 раза по килограмму соли. Практически у всех серьезное нарушение функций почек, печени, пищеварения. У кого-то эти болячки вылезли сразу, у кого-то чуть позже. Людей ведь выписывали через 2-4 дня. Но потом случались повторные госпитализации, о которых особо не пишут.

В частных беседах врачи признавались: "Что вы хотите, вы надышались отравляющим газом!" Но на бумаге этот диагноз не писали. Симптоматику не указывали. Хотя на следствии в показаниях фельдшеров скорой помощи шел разговор об отравлении опиатами, медики не скрывали, что чувствовали запах нервно-паралитического газа. Но такие показания тщательно подчищались", — рассказали они в интервью "МК".

Есть и другая версия, которой с "Правдой.Ру" поделился участник спецоперации офицер внутренних войск Игорь Солдатов:

Фото: AP

— Дело в том, что изначально было ясно — присутствует угроза взрыва. И, чтобы ее исключить, в этой спецоперации использовали газ. Именно он всех усыпил, а за это короткое время успели убить шахидок. Ведь кнопки взрыва находились у них в руках, поэтому именно женщин нужно было обезвредить первым делом.

Такое количество зрителей погибло от отравления газом?

— Нет, сто процентов не от отравления. Люди всего лишь заснули на некоторое время, многие потом самостоятельно просыпались и выходили из здания. Некоторых было достаточно похлопать по щекам, некоторых нам пришлось выносить на руках. Если б газ был действительно ядовит, я бы не зашел туда без противогаза. Погибали, я считаю, те, у кого были проблемы с сердцем. Ведь не каждый способен пережить такой шок. К сожалению, дозу этого газа нельзя было рассчитать на всех так, чтобы никому не навредить. Самым главным было то, чтоб этого стало достаточно для обезвреживания шахидок.

Читайте также: "Норд-Ост": Под грифом "секретно"

Несмотря на все последствия, Игорь Солдатов уверен, что операция была проведена безупречно:

— Я считаю, что мы сделали все, что можно было сделать, и операция была проведена на высшем уровне. То же самое могли повторить и в Беслане, но СМИ помешали этому. Ведь сразу после "Норд-Оста" на страницах одной из газет был напечатан план здания, порядок проведения спецоперации и о применении газа писали, разумеется. Естественно, когда террористы готовились к захвату в Беслане, они уже были снабжены противогазами, кнопки взрыва они не держали в руках, то есть исключили возможность проведения подобной операции. После "Норд-Оста" было необходимо сохранить все в тайне, но этого не сделали и получили такое количество жертв в Беслане. На Дубровке же, я считаю, операцию провели безукоризненно.

Бывшие заложники и родственники погибших решили, что их ситуацию должен разрешить Страсбургский суд. В жалобах, направленных в Европейский суд по правам человека, говорится, что в ходе расследования теракта российские власти нарушили 2-ю, 6-ю и 13-ю статьи Европейской конвенции по правам человека, гарантирующие права на жизнь, на справедливое судебное разбирательство и на эффективные правовые механизмы. В Страсбург были отправлены 12 кг материалов по "Норд-Осту", в том числе показания свидетелей.

Самые интересные новости читайте на главной странице

Автор Ксения Образцова
Ксения Образцова — журналист, внештатный корреспондент Правды.Ру *
Обсудить