Домашнее задание: теракт

Десятиклассники австралийской школы Калгурли-Болдер получили интересное задание в процессе изучения дополнительной дисциплины "современные конфликты и терроризм". По просьбе учительницы школьники должны были спланировать и представить проект террористического акта на территории Австралийского Союза, который бы привел к максимальному количеству жертв среди "ничего не подозревающего населения" посредством применения биологического или химического агента.

Новаторская педагогическая идея оказалась слишком смелой для шахтерской окраины Западной Австралии и городка, в котором нет и тридцати тысяч населения. Поднялся большой шум, дело дошло до местной газеты, после чего руководство учебного заведения предприняло все усилия для "восстановления доброго имени". Директор школы Терри Мартино отменил исполнение задания, "сразу как узнал о его существовании", а учительница получила выговор.

"Этот преподаватель извлек уроки из произошедшего. Мы будем работать с ней для того, чтобы убедиться, что в дальнейшем она будет лучше подходить к вопросам профессиональных обязанностей. Мы считаем произошедшее недопустимым. Это было через край и граждане расстроились совершенно справедливо. Да, очень расстроились. Это было вовсе не то, что мы ожидали от профессионального преподавателя," - говорила, в частности, директор местного департамента образования Шэрин О'Нил.

Вообще-то повальное увлечение террористической тематикой несколько не соответствует западно-австралийской реальности. Но если такой предмет появился в школе, то и метод обучения, избранный молодой преподавательницей, наверняка имеет право на существование. В самом деле, какие могут быть практические задачи в этой дисциплине? Заболтать предполагаемых террористов насмерть? В очередной раз доказать как они неправы? Так в таком виде деятельности под названием "говорильня", ежедневно упражняются чиновники и дрессированные политологи — только террористов от разговоров о терроризме меньше не становится.

Читайте также: Поможет ли смертная казнь в борьбе с террором?

Фото: AP

Атака на "башни-близнецы" в 2001 году, столь сильно повлиявшая на западное (и австралийское в данном случае) сознание, заставила понять одну вещь: современный человек, осуждая терроризм, тем не менее, не пытается встать на место террориста, научиться думать как он, понять чем он живет и почему совершает те или иные действия. К ним до сих пор почему-то относятся как к проявлению инопланетной силы, хотя у всякого террора есть свои вполне человеческие обоснования и убеждения, своя практика и теория. Без их изучения этому безусловному злу невозможно противостоять ни в теории, ни на практике. Подход "они плохие" не дает должных результатов — необходимо понять, почему "они" это делают. Ведь, согласно известному утверждению "террорист для одного, борец за свободу — для другого".

Так вот, задание, данное учительницей, лишь предоставляло ученикам шанс поставить себя на место террориста, попытаться мыслить нестандартно и необычно. Ведь, увы, система образования не выглядит слишком уж мобильной и зачастую значительно отстает от новых вызовов обществу…

Читайте также: "Правозащитная благодарность" террористам

Кстати, нашлось немало и тех, кто одобрил смелый выбор преподавателя и счел подобную практику полезной. Среди таковых выделяются эксперты по терроризму. К примеру, Крис Вестингхауз, который долгое время работал в интересах Австралии в неспокойных регионах мира. Говоря о своей практике столкновения с террористическими угрозами, он отметил общий положительный эффект таких заданий:

"Это противоречиво, это пугающе, это вызвало закономерную реакцию… Большинство людей не знает, как отвечать на террористические акты, просто потому, что никогда не думали о них…

Но я считаю, это хорошая идея — начать получать образование таким образом, думать о таких вещах, поскольку они уже показались на горизонте… К моменту террористического акта 11 сентября 2001 года, мы вели очень односторонний монолог. Пусть ребята на миг подумают об этом совершенно иначе. В двадцать первом веке многие из них столкнутся с актами чудовищных проявлений террора. Думаю, то, что они будут способны рассуждать об этом иначе поможет им справится с задачами".

И последнее. На то передовые преподаватели и называются передовыми, чтобы использовать в своей практике задания, которые сложно назвать простыми и однозначными. Новаторы нередко предлагают ученикам поставить себя на место известных табуированных фигур (Гитлера, Бен Ладена, Чикатило и т. д.) для того, чтобы привить ученикам способность мыслить не только с высоты своей правоты, но и на время оказаться "в шкуре" персонажей, чьи действия вызвали проклятие и осуждение всего человечества.

Автор Павел Нурминский
Павел Нурминский — журналист, бывший корреспондент Правды.Ру
Темы школа