403 Forbidden


nginx

Эпоха катастроф

Лекция проходила в Большом зале МГУ, который обычно бывал полупустой – уж слишком велик… На этот раз он был битком набит, будто сюда приехала какая-то яркая зарубежная звезда или из ректората пришло распоряжение: быть всем! Однако сегодня студенты пришли сами.

С разных курсов и факультетов, и никто их не принуждал. Да и не заезжая знаменитость привлекла их, а "свой" преподаватель, который ходил по этим же коридорам, чаевничал вместе с ними в буфетах, да и лекции читал два раза в неделю.

Что же привлекло студентов сегодня? Что должно было произойти, чтобы этот день стал исключительным?

Оказывается, академик решил поговорить со студентами о том, что его волнует больше всего. И отзывчивые ребята и девчата не могли не откликнуться: что греха таить, они обожали своего профессора, который стал легендарным буквально у них на глазах…

Он начал лекцию так:

"В нашей науке произошел пропуск целой области научного знания, которое сейчас получило название промышленной безопасности. Этот пропуск уже сегодня отозвался чрезвычайно неприятными последствиями в нашей жизни и чреват еще большими неприятностями с течением времени.

Я постараюсь сказать о том, как это произошло, и попробую показать возможный выход из ситуации…"

Оракул? Предсказатель будущего?

Нет, ученый с мировым именем. Ученый, слава которого овеяна Чернобылем, где он был главным от науки. Это академик Валерий Алексеевич Легасов, первый заместитель директора Института имени И.В. Курчатова и одновременно профессор МГУ.

Он продолжал: "Долгие годы считалось, что с проблемой обеспечения безопасности у нас все более или менее в порядке, потому что происходила путаница двух разных понятий. Одно из них – понятие техники безопасности, когда ряд практических рекомендаций связан с защитой человека, работающего в конкретных условиях того или иного производства.

Но с развитием промышленных мощностей, инфраструктуры проблема защиты человека от машины стала менее актуальной, чем проблема защиты окружающей среды и людей от воздействия человека, управляющего сложным агрегатом. Стало ясно, что мы столкнулись с совершенно другой областью знаний, с совершенно другой областью умений".

Мне кажется, в данном случае утверждение академика Легасова грешит неточностью. К сожалению, защита "человека от машины", а точнее – "человека от человека" – не стала менее актуальной. Достаточно взглянуть на ситуацию на дорогах, где, по меткому выражению премьера В.В. Путина, идет настоящая война.

Впрочем, во время лекции Легасова в МГУ автомобильных пробок на улицах Москвы не было. Мы создали себе эту проблему позже, когда устремили подрастающее поколение к ошибочному пониманию престижа и благополучия, то есть превратили машину в чуть ли в главного судью нашего бытия.

Ни Легасову, ни мне, ни всем, кто был в Большом зале МГУ, и в голову не могло прийти, что наши города ожидает нашествие автомобилей. Академик говорил о другом " нашествии " …

Он привел серию фактов, когда человек в полной мере проявлял свое бессилие и оттого заплатил очень высокую цену – и материальную, и нравственную.

Итак, ХХ век, его вторая половина. Великие рукотворные предупреждения об "эпохе катастроф":

Италия. Земля заражена диоксином. Дезактивация не производилось, так как пока не изобретены средства, чтобы ее осуществлять…

Катастрофа в Бхопале. Наружу вышел метилизоцианит. Из-за ошибок персонала погибло около двух тысяч человек, а 100 тысяч индийцев стали калеками…

США. Три-Майл-Айленд. На атомной станции произошло расплавление активной зоны. К счастью, люди не пострадали, но экономический ущерб превысил миллиард долларов.

На газовом предприятии под Мехико – серия взрывов. В радиусе одного километров все уничтожено, 450 человек просто испарились, будто попали в эпицентр ядерного взрыва. Это произошло в 1984 году.

А через два года гибель "Челленджера", а затем, через три месяца – Чернобыльская катастрофа…

Академик Легасов подробно рассказывает о каждой их этих аварий, анализирует их развитие, демонстрирует слайды.

Аудитория слушает молча: слишком страшные события разворачиваются перед ними.

Ученый подводит итог:

"Несмотря на то, что в мире происходили события разного порядка, процесс возникновения аварии типичен. Схема развития аварии одна и та же, что в Бхопале, что в Чернобыле, хотя предприятия разные…. Весь персонал, от руководителей

Владимир Губарев: Эпоха катастроф
Владимир Губарев: Эпоха катастроф
предприятия до оператора, не умеет действовать, если возникает аварийная ситуация.

Я считаю, что эта проблема сугубо научная, так как она требует создания имитационных программ и физико-химических моделей, которые бы правильно отражали возможные аварийные ситуации".

Это была единственная лекция о технологической безопасности, прочитанная в стенах МГУ академиком В.А. Легасовым. Он считал необходимым создать в Академии наук специальный институт по промышленной безопасности, кафедры в крупнейших вузах страны, в том числе и в Московском университете.

Но всему этому так и не суждено было осуществиться.

Казалось бы, к мнению крупного ученого и одного из героев Чернобыля власть должна была прислушаться. Но академик Легасов не смог добиться, чтобы его идеи и проекты начали осуществляться. Думаю, это стало одной из причин его самоубийства.

После трагедии на Саяно-Шушенской ГЭС уже и "на высшем уровне" заговорили о технологической безопасности. Звучат правильные слова и о науке, и о дисциплине, и об ответственности… До боли знакомые слова! Они звучали и сразу же после Чернобыля, но потом постепенно стерлись временем, забылись…

Судя по всему, и после нынешней катастрофы произойдет то же самое. До следующей трагедии. А она ведь не за горами. Правда, мы пока не знаем, где именно она случится. Но разве это имеет значение!? Колокол-то всегда звонит по тебе…

Не забывайте присоединяться к Pravda.Ru во ВКонтакте, Telegram, Одноклассниках, Google+, Facebook, Twitter. Мы рады новым друзьям!

Комментарии
Наша цивилизация на Земле - пятая по счету
Минус медаль: Крушельницкий признал нарушение антидопинговых правил
Экс-глава МИД Украины предрек распад России
Россия перебросила в Сирию "царей неба" Су-57
Источник: Су-57 испугали США - полеты F-22 отменены
Источник: Су-57 испугали США - полеты F-22 отменены
Германия начала массовую депортацию грузин. В Тбилиси знают, кто виноват
На Украине запретили книжку-раскраску из России
К истокам: "Свободная Россия" организует комитет по борьбе с Россией
Замгоссекретаря США: "Северный поток-2" превратит Украину в страну-прощелыгу
Австрия хочет помешать России строить АЭС в Венгрии
Экс-глава МИД Украины предрек распад России
Заговор против "Газпрома": Транскаспийский газопровод в обмен на "Северный поток-2"
Мэр Собянин сообщил об установке "памятника" Немцову
Готовился взорвать Петербург: ФСБ задержала террориста из Азии
Мэр Собянин сообщил об установке "памятника" Немцову
Замгоссекретаря США: "Северный поток-2" превратит Украину в страну-прощелыгу
Уклонисты: "вечно бабье" в русской душе
Народная "быдлосила": Панин согласился с хамством Серебрякова
Еврораскаяние за "не дали зарплату в пять тысяч евро"
Экс-глава МИД Украины предрек распад России