Что для России важнее: статус цивилизованной страны или смерть за преступления

Парламентская ассамблея Совета Европы, собравшаяся вчера на свою очередную сессию, продолжает дискуссию, начатую в том же Страсбурге накануне Первым всемирным конгрессом против смертной казни. В нём участвовали депутаты парламентов, представители неправительственных организаций, люди, которые когда-то сами были приговорены к смертной казни - в результате судебной ошибки. Но не только из-за ошибок надо раз и навсегда отказаться от смертных приговоров, - считают участники конгресса и европейские парламентарии.

На конгрессе в Страсбурге отмечалось, что на сегодняшний день 108 государств в мире отменили смертную казнь, но в 87-ми странах ещё выносятся и исполняются смертные приговоры. Среди них, как подчёркивалось в коммюнике конгресса, - самые большие демократические нации в мире: Япония и США. Только в прошлом году в 65-ти странах мира было вынесено 3.058 смертных приговоров. 1.457 из них приведено в исполнение. Наибольший процент самых жестоких экзекуций, которые нередко в назидание другим зафиксированы на видео и отрывочно показываются по телевидению, приходится на Китай, Иран, Саудовскую Аравию и США.

В число самых малочисленных делегаций конгресса европейских стран входила российская, состоявшая лишь из одного делегата - члена Конституционного суда РФ Тамары Морщаковой. Россия и Белоруссия остаются единственными странами Восточной Европы, не отменившими смертную казнь.

В заключительный день работы конгресса было принято так называемое Страсбургское воззвание к народам и государствам с призывом немедленно исключить смертное наказание из юридической практики. 15-ти странам было доверено поставить подпись под этим воззванием. От государств Восточной Европы это сделала Украина.

На Украине смертная казнь отменена. В России – нет, с 1999 года действует мораторий на нее. И большинство россиян, судя по всему, хотят, что смертные приговоры вновь приводились в исполнение: а то, мол, преступники распоясались, ничего не боятся... Нужна серьёзная мера устрашения. Представитель Всемирного конгресса против смертной казни Ильза Шнайдер говорит по этому поводу: "Есть аргумент: применение смертной казни сокращает число убийств. Фактами это никак не подтверждается. Совсем наоборот: в тех странах, где нет смертной казни, убийства совершаются гораздо реже, чем в тех странах, где она есть. Это можно увидеть даже в самих Соединённых Штатах. В тринадцати из 52 американских штатов смертная казнь отменена, ещё в двадцати смертные приговоры не приводятся в исполнение. Так вот: именно в этих Штатах совершается меньше всего убийств, гораздо меньше, чем в Техасе, Флориде, Оклахоме и Виржинии, где по-прежнему казнят людей".

Есть определённая закономерность в этой, казалось бы, парадоксальной статистике. Смертная казнь - это, в общем-то, узаконенное убийство. Во всяком случае, так считает один из лидеров французской партии "зелёных" и депутат Европейского парламента Даниэль Кон-Бендит: "Смертная казнь - это убийство, совершаемое государством. Даже если тот, кого казнят - сам убийца, то всё равно его казнь остаётся убийством, только убийством убийцы. Нужно совершенно определённо сказать: нельзя казнить никого - вне зависимости от того, что он сделал".

Противники же смертной казни рассуждают так. Как только абсолютный запрет на то, чтобы распоряжаться жизнью другого человек, отменяется, как только убийство - на войне ли или по приговору суда - становится легальным, мы переходим какой-то нравственный порог. То есть общественная мораль уже говорит: есть убийства, которые можно оправдать. Ну, а раз можно...

Выступая вчера в Страсбурге на пресс-конференции перед открытием сессии Парламентской ассамблеи Совета Европы, лорд Рассел Джонстон особо остановился на проходящей сейчас в России настоящей кампании за то, чтобы снова приводить в исполнение смертные приговоры. За это высказался, например, лауреат Нобелевской премии по литературе Александр Солженицын.

"Мне горько, что автор "Архипелага ГУЛАГ" и других книг, которые воспевали свободу и честь человека, выступает с подобными заявлениями", - сказал лорд Рассел-Джонстон. Но за отмену моратория на применение смертной казни высказывается в России не только Солженицын, который претендует на роль морального авторитета. Есть среди сторонников смертной казни и официальные лица: от министра юстиции Юрия Чайки до председателя Госдумы Геннадия Селезнёва. Спикер российского парламента заявил: "Нам не надо стесняться исполнения смертного приговора", - и осудил "гуманизм по отношению к бандитам". О том, чтобы устраивать публичные казни чеченских боевиков, мечтает генерал-полковник Трошев, уверенный, что только так и можно установить мир и спокойствие в Чечне. Зато его коллега, генерал и нынешний губернатор Ульяновской области Шаманов предлагает оправдать полковника Буданова, обвиняемого в изнасиловании и в убийстве чеченской девушки. «Он вовсе не убийца, - заявил Шаманов, - а достояние России».

Группа депутатов Госдумы от "Союза правыхсил" выступила совсем недавно с инициативой ввести смертную казнь за распространение наркотиков и по ее инициативе в Новгородской области были собраны миллион подписей в поддержку исключительной меры наказания. Председатель комиссии по помилованию, известный писатель Анатолий Приставкин сказал по этому поводу: "В России сегодня, если человека нужно арестовать, ему прямо на глазах кладут в карман пакетик с наркотиком, а потом извлекают при свидетелях. Таких вот "наркодельцов" и будут расстреливать". Анатолий Приставкин считает, что сейчас идёт "как бы моральная подготовка общества к возвращению смертной казни", к тому, чтобы "подтолкнуть президента к очень жёстким мерам". По словам писателя, это очень тревожная тенденция. "В результате, - говорит он, - начнёт раскручиваться карусель, от которой мы однажды хлебнули в 37-ом году и мы знаем, чем это кончилось".

Западные комментарии звучат более дипломатично. Однако лорд Рассел-Джонстон, выступая на вчерашней пресс-конференции в Страсбурге, предупредил, что нарушение Россией моратория на смертную казнь может иметь "серьёзные последствия". Об этом сказал генеральный секретарь Совета Европы Вальтер Швиммер: "Вступив Совет Европы, Россия взяла на себя обязательство в законодательном порядке отменить смертную казнь, а до тех пор, пока это не произойдёт, ввести мораторий на её применение. Если Россия нарушит это одно из важнейших условий для членства в Совете Европы, то без последствий такое нарушение не останется".

Генеральный секретарь Совета Европы обратился с призывом к России, а также к Армении и Турции, преобразовать, наконец, временные моратории на применение смертной казни в постоянно действующие законы. Однако пока ни одна из названных стран не торопится это сделать.

Мораторий на смертную казнь действует в Армении 1991-го года, то есть с момента обретения страной независимости. Между тем, сегодня в следственном изоляторе МВД Армении содержатся 32 осужденных, в разное время приговоренных к смертной казни. Последний такой приговор был вынесен несколько месяцев назад в отношении трёх солдат срочной службы, совершивших побег из части и застреливших 8 человек, в том числе - ребёнка.

Призыв Вальтера Швиммера об исключении смертной казни из Уголовного кодекса Армении среди властных структур большого переполоха не вызвал. Председатель парламентской комиссии по государственно-правовым вопросам Виктор Далакян заявил, что планомерная работа по созданию нового Уголовного кодекса продолжается, однако вопрос о том, останется ли в новом документе статья о смертной казни, пока открыт. Как считает Далакян, в немалой степени это связано с продолжающимся процессом по делу 27-го октября. В этот день в 99-м году группа вооруженных террористов, ворвавшись в зал заседаний парламента, расстреляла 8 человек, включая премьер-министра, спикера парламента и двух его заместителей. Как сами законодатели, так и подавляющее большинство населения страны считают, что лидеры террористов должны заплатить за своё чудовищное преступление жизнью. Осенью ожидается обсуждение в парламенте нового УК Армении, но многие депутаты, которые должны принять окончательное решение, полагают, что к этому времени суд вынесет приговор. И тогда уже можно будет в более спокойной обстановке решать, оставлять или отменять смертную казнь в Армении.

Сложность для России состоит в том, что с одной стороны действующий мораторий как бы существует для успокоения Совета Европы. С другой, превратить мораторий в реально действующий закон означало бы потерять так называемое доверие народа, который слишком уж наелся взрывами домов со спящими людьми, многолетней войной в Чечне, коррупцией и бандитизмом. Наелся так, что активно начавшаяся в прошлом году антитеррористическая операция в Чечне с «мочиловкой в сортире» надолго удержит рейтинг Путина на достаточно высоком уровне. Чем принципиальнее и тверже позиции президента по наиболее важным для России вопросам, тем увереннее народ, и потерять его, народа, доверие не поможет даже гибель «Курска».

Таков менталитет россиян. Да и доверие наших сограждан к организациям наподобие Совета Европы, не так уж велик. Это наши депутаты будут долго переживать по поводу очередного обвинения со стороны европейцев в массовом геноциде чеченского народа, а русские, смотрящие новости по телевизору, плюнут в него и пойдут спать. Ни у Европы, ни у Америки нет должного авторитета, для того чтобы мы болезненно переносили каждый их выпад. Просто россиянам есть что ответить. Это теракты, это ущемление русскоязычного населения в Прибалтике и многое другое. И утешит мать погибшего в Чечне солдата не очередная подачка Совета Европы, а уверенность, что убийца ее сына будет наказан, и наказан жестоко.

Да, по многим параметрам, России очень далеко до цивилизации, но обывателя в основной своей массе мало волнует международный статус его страны.

Наталья Лейн

ПРАВДА.Ру