Почему мы любим нездоровые сенсации?

Странно, но неподдельное негодование засильем крови и убийств в сериалах, фильмах и новостях, соседствует в нас с привычкой обсуждать и смаковать подробности гибели известных людей. Причем большинство уверено, что тот или иной кумир ушел из жизни с чьей-то злой помощью.

Благодаря Пушкину каждый школьник уверен, что Моцарта отравил Сальери, а Борис Годунов зарезал юного царевича Димитрия. Это при том, что современный анализ документов тех времен давно показал, что Сальери в голову не могло придти травить коллегу по творческому, поскольку он - Сальери - был в ту пору куда более знаменит, богат и обласкан публикой, чем какой-то Моцарт.

Что касается царевича, то он, болея врожденным сифилисом и эпилепсией, любил поиграть в ножики. Кто знал, что очередное игрище совпадет с эпилептическим припадком и Димитрий перережет себе сонную артерию...

Но это дела давно минувших дней. Если же брать советскую эпоху, то тут все еще круче. На книжных развалах можно найти десятки изданий, в которых утверждается, что Сталин отравил Крупскую, Горького и приказал застрелить Маяковского, по приказу Троцкого убили Есенина, да и самого «вождя народов» отправили на тот свет врачи-доброхоты. В каждом из этих утверждений специалисты легко найдут львиную долю домыслов или, говоря мягче, мифотворчества.

Почему-то никто не хочет даже слышать о том, что Крупская почти всю жизнь тяжко болела, Горький тоже был нездоров, а Маяковский и Есенин по разным причинам сами наложили на себя руки. Нет, народу, похоже, нужны нездоровые сенсации. Сказано «убили», значит, точно убили!

«То ли мы привыкли к крови в своей истории и жаждем видеть насилие даже там, где его нет. То ли упиваемся смелостью своих суждений - не знаю, - говорит известный судебно-медицинский эксперт, профессор Александр Маслов, лично проводивший в составе комиссий экспертизу гибели Маяковского и Есенина. - Мы совершенно четко доказали, что в Маяковского никто от двери не стрелял, выстрел был сделан в упор, а якобы открытый в крике рот, лишь следствие того, что никто застрелившемуся поэту не подвязывал челюсть, как это делается умершим людям.

И предсмертную записку он написал собственноручно, а вовсе не Ося Брик. Выводы комиссии о смерти Есенина однозначны – самоубийство. Но нет, люди продолжают изобретать способы его убийства. Чего только я не слышал: Есенина задушили, избили, сожгли кипятком, выбрасывали с балкона, ударили рукояткой пистолета, подсвечником, мертвого засунули в петлю. Не было этого, говорю совершенно ответственно.

Доказательствами сторонники версии убийства считают то, что сестра Есенина интуитивно не верит в его самоубийство, или то, что его похоронили на кладбище, а не за его оградой. При этом напрочь забывают о том, что церковь с 1917 года подвергалась таким гонениям со стороны государства, что посмей батюшка заикнуться о том, что национального поэта надо вынести за ограду, он бы тут же оказался на Соловках».

Что же движет поклонниками поэтов, музыкантов, исторических героев, которые вопреки научным доказательствам и фактам, цепляются за версии убийства своего кумира? Как считает психолог Сергей Антоновский, это вполне закономерно, особенно, если причина смерти человека самоубийство. Ведь в сознании большинства людей оно ассоциируется с некоторой невменяемостью таланта, а люди не любят, чтобы их кумир оказывался сумасшедшим.

Кроме этого, есть еще одна причина: поклонникам той или иной звезды странным образом лестно думать, что тот не просто умер, а принял мученическую кончину от завистников и гонителей гения. Это позволяет идеализировать такого человека, как в жизни и творчестве, так и в смерти. Сегодня говорят о насильственной гибели лидера культовой группы «Нирвана» Курта Кобейна, выдвигаются версии убийства Виктора Цоя, таинственно шепчутся о кончине Мурата Насырова. Список длинен и не перестает пополняться.

Автор Андрей Беляков
Андрей Беляков — журналист, редактор раздела "Здоровье" Правды.Ру
Обсудить