Травка дымит: тибетские луга способствуют глобальному потеплению

Тибет скрывает много тайн. И это относится не только к культуре, но и к природе этой страны. В то время как в других регионах растения поглощают парниковые газы - например, углекислый газ и метан, то на Тибетском плато дела обстоят с точностью до наоборот. Луга, растущие там, выделяют не кислород, а метан. Таким образом, они, вносят небольшой, но весомый вклад в возникновение парникового эффекта и приближают глобальное потепление.

Странную особенность растительности Тибетского плато открыл в начале 2006 года Фрэнк Кеплер из Института химии Макса Планка в Майнце. Сразу же после этого к нему присоединились исследователи из других лабораторий мира. Совсем недавно сходные лабораторные результаты получил Жао Синсян из Института биологии Китайской академии наук в Синине, провинция Синьсай. Отчет о своей работе он опубликовал в Biology Letters.

Китайская научная группа изучила луга и заросли кустарника, покрывающие Тибетское плато, которые состояли из самых разных видов местных растений. Чтобы выяснить, какой газ выделяют кусты и трава, они отделили определенную часть поля «парником» из прозрачного пластика. При этом ученые защитили растения от перегрева с помощью множества миниатюрных электрических вентиляторов.

Выяснилось, что два тибетских травяных луга в изобилии выделяют метан, в то время как кустарники этого же региона поглощают парниковый газ. При этом ученые выяснили, что растения по-разному «дышат» в зависимости от сезона. Например, выделение метана травой достигает пика летом, а кустарники наиболее активно поглощают тот же газ в зимний период.Они рассчитывают, что луга на Тибетской плато излучают 130 000 тонн метана каждый год, что представляет собой небольшую, но важную часть регионального «метанового бюджета».

Таким образом, луга на Тибетском плато, по-видимому, выделяют не менее 130 000 метана в год, и по-видимому, медленно, но верно содействуют нагреву нашей планете. Однако такие растения есть и в других регионах мира. Уже упомянутый Кеплер и его коллеги, основываясь на лабораторных экспериментах, пришли к выводу, что на все Земле подобные растения могут выделять до 236 миллионов тонн метана в год, то есть, обеспечивать 30 или даже более процентов всего метана. Кроме того, Кеплер вплотную подошел к выяснению механизма образования метана в тканях растения. В начале этого года возглавляемая им группа показала, что в метановом обмене участвует пектин - одна из разновидностей растительных сахаров.

Однако, ученые все еще не спешат решительно обвинить растения в возникновении парникового эффекта. «Наше исследование демонстрирует, что роль метана в метаболизме растений необычайно сложен, - заявляет Жао Синсян, - Способности растений выделять метан сильно отличаются между собой.»

К тому же, по мнению Кеплера, выделение растениями метана может меняться в зависимости от факторов окружающей среды. Недавно его собственные исследования и еще работы двух независимых групп показали, что повышение солнечной активности способствуют преобразованию растительного пектина в метан. Им удалось объяснить сезонные изменения излучения метана на Тибетском плато.

Жао Синсян настаивает, что дальнейшие исследования нужны для понимания базовой биологии выделения и потребление метана растениями. «До этого момента, может быть слегка незрелым спекулировать на их роли в глобальном климатических изменениях», - сказал он.

Обсудить