Взлеты и падения "сковородки со струнами"

Сковородка, брусок, болванка со струнами — эти ироничные прозвища пытались когда-то "приклеить" к электрогитаре, без которой сегодня уже просто невозможно представить современный музыкальный мир. А ведь первое появление этого инструмента на широкой публике, случившееся ровно 45 лет назад, закончилось не просто конфузом — оглушительным провалом!

Согласно одной из рокерских легенд, ровно 45 лет назад, 25 июля 1965 года, знаменитый музыкант Боб Дилан впервые вышел на сцену с электрогитарой в руках. Произошло это на фолк-фестивале в американском Ньюпорте, причем поклонники звезды не поняли его творческих экспериментов, освистали и согнали со сцены. Изобретена же электрогитара была задолго до этого события.

В 20-30-х годах прошлого столетия многочисленные американские джазовые и блюзовые бэнды использовали акустическую гитару. Однако в общем "хоре" ее почти не было слышно. Поэтому гитаре отводили скромную роль ритм-инструмента и зачастую предпочитали ей банджо — за более яркий звук. Хотя от идеи искусственно усилить гитарный звук люди не отказывались и проводили соответствующие опыты.

Первые такие эксперименты относятся к 1924 году, когда инженером-изобретателем из компании Gibson Ллойдом Лором был создан магнитный звукосниматель, фиксировавший колебания резонаторного ящика струнных инструментов. На рынке, однако, его изобретение провалилось. Позднее, в 1931 году, инженеры Жорж Бошам и Адольф Рикенбакер придумали электромагнитный звукосниматель. В этом устройстве электрический импульс пробегал по обмотке магнита и создавал электромагнитное поле, в котором усиливался сигнал от вибрирующей струны.

Читайте также: Скончался американец, создавший электрогитару

Поначалу возникающие искажения звука расценивались как брак. Но, как часто бывает, с помощью свежего взгляда негативный побочный эффект превратился в достоинство. Так мир получил музыкальный инструмент с революционным звучанием, ставшим основой для нескольких новых жанров музыки. Первую настоящую и уже вполне конкурентоспособную электрогитару немедленно прозвали "сковородкой", и было за что. Ее корпус был цельнометаллическим, а по своей форме действительно напоминал сковороду, увенчанную непропорционально длинной ручкой — грифом.

Фото: AP

К началу 1940-х годов многочисленные экспериментаторы создали десятки вариантов нового музыкального инструмента, пытаясь встраивать звукосниматели в традиционные испанские гитары с полыми корпусами. Однако качественного звука добиться таким способом не удавалось, поскольку при игре возникали искажения и резонансные наводки. Сначала музыканты пытались решить эту проблему, набивая в резонаторный ящик тряпки и обрывки газет — чтобы избавиться от лишних колебаний деки. Впрочем, особого эффекта это не приносило. Наиболее же радикальный вариант предложил инженер Лес Пол. Он просто сделал деку из монолитного куска сосны. Гитара получила соответствующее ироничное название — "Брусок" (The Log). Для звукоснимателя же Пол использовал запчасти от телефона. В связи с тем, что звук теперь усиливался посредством электроники, потребность в акустическом резонаторе отпала.

Поняв, что от формы корпуса электрогитары ее звучание не зависит, за дело взялись дизайнеры. В 1940-х годах над улучшением внешних параметров инструмента работали Пол Бигсби и Лео Фендер, которым было суждено стать "законодателями моды" в облике электрогитар. Через десять лет компания, основанная Фендером, буквально штамповала копии гитары под названием Esquire, после чего выпускался Broadcaster, за ним — Telecaster. Наконец, в 1954 году миру был явлен знаменитый Stratocaster и с тех пор эта модельэлектрогитары особых изменений не претерпела.

Создавались и эксклюзивные гитары. Например, инструмент гитариста ABBA по форме напоминал звезду, гитарист группы Scorpions много лет играет на гитаре в виде хвоста ласточки, Чак Берри прославил красную гитару Gibson, а для группы KISS были созданы имиджевые электро- и бас-гитары: Gort в виде топора, а также знаменитая черная демоническая Punisher Bass.

Споры о том, кто же из гитаристов первым перешел из акустики на "электричество", идут до сих пор. Претендентов на роль пионеров двое: уже упомянутый Лес Пол и техасский джазмен Эдди Дерхэм, который в 1928 году выступал в составе группы The Blue Devils. Однако документальных подтверждений этих ранних экспериментов (а именно — аудиозаписей), не сохранилось.

Зато благодаря архивному каталогу компании RCA Victor, доподлинно известно, что 22 февраля 1933 года коллектив Noelani Hawaiian Orchestra записал около десятка песен с использованием электрической steel-гитары, четыре из которых были выпущены двумя пластинками. Именно эту дату с полным правом можно считать официальным днем рождения электрического гитарного звука.

Большинство музыкальных стилей, появившихся в XX веке, явились, в определенной степени, отражением вполне конкретных технических достижений. Одним из них, без сомнения, стала электрогитара. Касается это, в первую очередь, рок-музыки. Именно электрогитара звучит в ранних записях "отцов рок-н-ролла" — Элвиса Пресли, Билла Хейли, Чака Бери. Именно найденные этими музыкантами приемы использования гитарного звука и соло-партии выдающихся исполнителей 50-х годов оказали серьезное влияние на последующую рок-музыку.

Фото: AP

В 1960-е годы появился целый ряд новых открытий в области использования электрогитары. В корне изменил взгляды на ее звучание знаменитый Джимми Хендрикс, который первым стал использовать широкий набор эффектов. Появление "грязного" звука привело к рождению в 70-х годах жанра хард-рока, наиболее выдающимися гитаристами которого стали Ричи Блэкмор и Джимми Пейдж. В 1980-х годах, с развитием панк-рока и появлением альтернативного рока, начинаются эксперименты с поиском новых звучаний электрогитары. Важную роль в этом сыграл гитарист группы Joy Division Бернард Самнер, который создавал с помощью гитары не столько ритм- или соло-партии в традиционном смысле, сколько целые атмосферные звуковые ландшафты, воспринимавшиеся при прослушивании песен на подсознательном уровне.

Говоря о тембре звука, извлекаемого при помощи гитары, стоит отметить, что в обычном инструменте он зависит от того, в каком месте была защипана струна: ближе к подставке он получается более острым и суховатым, а ближе к грифу — мягким. Это качество передалось и электрогитаре: на многих инструментах устанавливаются три звукоснимателя — один у подставки, другой у грифа, а третий — между ними. Подключая какой-то один из трех, а остальные оставляя бездействующими, музыкант получает разный тембр. А можно включить и все три сразу, но неодинаково усиливать колебания от них, подбирая нужные соотношения — для этого рукоятки регуляторов звукоснимателей установлены прямо на корпусе инструмента.

Ныне многие ценители акустических инструментов заявляют, что электрогитара — это и не гитара вовсе, а совершенно иной инструмент, лишь внешне отдаленно напоминающий ее и сохранивший старое название лишь "по инерции". Во многом эти люди правы. Тем не менее, пресловутая "инерция" так сильна, что сейчас в каталогах музыкальных инструментов словом "guitar" обозначается не акустическая, а именно электрогитара.

Читайте все самое интересное в рубрике "Жизнь"

Автор Максим Кондратьев
Максим Кондратьев — журналист, бывший корреспондент новостной службы Правды.Ру
Обсудить