Великий, могучий и… неуязвимый русский мат

Какой русский в порыве сильных чувств не выругался нецензурно хоть раз в жизни? Разве что святой… Но у культурных людей и к «великому и могучему» русскому мату культурное отношение.

Они не станут изъясняться на нем на людях, а тем более при детях. Разве что сами с собой или тет-а-тет с близким другом, да и то извинятся. Проблема в том, что культурных людей в нашем обществе становится все меньше, а сквернословие приобрело эпидемический размах.

Между тем отдельного закона, который бы предполагал ответственность за употребление ненормативной, а проще - матерной, лексики, не существует. Публичная ругань подобного рода подпадает под действие статьи 20.1 Кодекса об административных правонарушениях («мелкое хулиганство»).

И наказывается штрафом в размере от 500 до одной тысячи рублей или административным арестом на срок до 15 суток.

«В законодательстве нет четкого определения, что считать бранью, - пояснили в пресс-службе Министерства информационных технологий и связи РФ. – Поэтому в судах рассматривается множество спорных дел, когда эксперты не могут решить, употреблял ответчик бранную или нормативную лексику».

В министерстве убеждены, что отсутствие точных инструкций не позволяет должным образом наказывать за публичную матерщину. Поэтому «необходимо дать четкие определения понятиям нормативной и ненормативной лексики, чтобы использовать в законодательной базе», говорят в ведомстве.

Для их разработки будет создана рабочая группа «по анализу и совершенствованию нормативно-правовой базы и защите русского языка как государственного языка Российской федерации».

Читайте также: Алтайские власти нашли способ борьбы с матерщиной

Пока федеральные чиновники ломают голову над тем, как четко отграничить бранную лексику от нормативной, в некоторых регионах и отдельно взятых учреждениях не мудрствуют лукаво, а просто-напросто штрафуют за публичный мат. И в самом деле, зачем огород городить - любой носитель русского языка прекрасно может отличить матерное слово от пристойного.

Казна Белгорода, например, в прошлом году пополнилась почти на четыре миллиона рублей благодаря штрафам за сквернословие. В этом городе бороться с нецензурной лексикой начали давно – еще в 2004 году, когда муниципальные власти первыми в стране (!) законодательно ввели административную ответственность за употребление матерных слов в общественных местах.

И штраф предусмотрели немаленький - 1200 рублей за ругательство. А обязанность по исполнению этого закона возложили на УВД по городу Белгороду.

Между тем лингвисты недоумевают, почему проблема критериев разграничения нецензурной и цензурной лексики стоит так остро.

«Нужно выбрать определенное количество осмысленных корней - все немедицинские названия половых органов - и составить список всех производных от них, - говорит кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка филологического факультета МГУ, старший научный сотрудник Института русского языка им. В.В. Виноградова Надежда Онипенко.

Это и есть нецензурные, то есть неприличные слова, или бранная лексика. Все носители языка их знают, потому что мат во все времена остается матом. Нужно жестко обозначить список ситуаций, когда употребление этих слов штрафуется. В одежде же есть понятие дресс-кода.

Собираясь на бал, никто не надевает рваные джинсы. На нецензурную лексику тоже следует ввести строгий «дресс-код». Наказывать за употребление неприличных слов нужно жестко. Но проблему, конечно, не решить только карательными мерами – она гораздо серьезнее и сложнее».

Заместитель заведующего кафедрой русского языка и литературы Института иностранных языков Российского университета дружбы народов Марина Брагина считает, что особой пользы новый проект не принесет.

«Непонятно, почему возникла проблема определения нецензурной лексики, - говорит кандидат филологических наук доцент Марина Брагина. – К услугам юристов и законодателей есть словарь русского мата в 12-ти томах. А вопрос, какая лексика является нормативной, а какая ненормативной, не совсем правомерный. В лингвистике норма – это правильное употребление слова.

Другое дело, что есть явления, связанные с нашими культурологическими представлениями, но это в компетенции языковедов. Создание рабочей группы – это, на мой взгляд, очередное нерациональное использование государственных денег. Нужно не критерии определять и не законы менять, а повышать культуру населения».

Получается – много шума из ничего? У лингвистов давно есть ответы на вопросы, занимающие умы чиновников. И пока в кабинетах Минсвязи сотрясают воздух, россияне продолжают безнаказанно ругаться матом. За исключением белгородцев. Может, просто последовать опыту этого региона?

Читайте самое интересное на главной странице сайта

Обсудить