Работа, честность и образованность – главные ценности в России

Всякий раз, когда в государстве происходит радикальное переустройство, общество откликается на это появлением новых социальных норм и стандартов поведения. Одним словом, меняемся мы с вами. Но как быстро и в каком направлении?

Последнее десятилетие в России, насыщенное реформами и переделками всего и вся, дало ученым прекрасную возможность исследовать эту проблему. Справедливо полагая, что в социально-психологической структуре личности и социальной группы важнейшее место занимают ценностные ориентации, психологи из Института психологии РАН провели масштабное исследование и выяснили, как эти ценностные ориентации менялись в России 90-х годов, сообщает журнал «Химия и жизнь – XXI век».

Исследование проводили в три этапа: в 1994, 1997 и 1999 годах. Объектом исследования стало население Московского региона общей выборкой 215 человек (1994), 314 человек (1997) и 887 человек (1999). В каждой выборке примерно в равных частях были представлены следующие социальные группы: работники государственных и частных предприятий, акционерных обществ открытого и закрытого типа, обществ с ограниченной ответственностью, военнослужащие, предприниматели, безработные, студенты и старшие школьники. Ученые строго следили за тем, чтобы эти выборки на всех этапах были уравнены по полу, возрасту, семейному положению, образовательному статусу и прочим характеристикам, то есть, иными словами, были сопоставимы.

Теперь, когда большая аналитическая работа завершена, можно поговорить о результатах. В период с 1994 по 1997 годы россияне больше стали ценить работу: с 8-го места в иерархии ценностей она переместилась на 4-е место. То же самое и с честностью, которая с 3-й ранговой позиции перекочевала на первую. Возросла значимость образованности, которая устойчиво занимает первые места в иерархии ценностных ориентаций: в 1994 году эту ценность ставили на 1-5 места 46% опрошенных, а в 1997 году - 57%. Итак, психологи считают, что ценности "работа, честность и образованность" в 1997 году восстановили свои позиции, которые сильно пошатнулись в начале 90-х.

Правда, есть ценности, которые, соответственно, сдали свои позиции: мудрость с 9-й переместилась на 10-ю, творчество - с 10-й на 13-ую, самоконтроль - с 5-й на 8-ю, рационализм - с 14-ой на 17-ю. Интересно, что ценность собственности тоже сползла вниз на три пункта: с 15-го места на 18-е. Ученые объясняют это тем, что основное перераспределение государственной собственности происходило в 1993-1995 годах, и к 1997 году этот процесс в основном завершился, поэтому актуальный интерес к собственности у рядового населения снизился.

А теперь посмотрим, что изменилось к 1999 году. Приятно, что более выраженными стали ориентации на ценности творчества (с 13-го места на 11-е) и эффективности в делах (с 13-го места на 8-е). Однако грустно, что ценность общения с друзьями опустилась с 5-й на 6-ю ранговую позиции. Та же тенденция характерна для воспитанности, которая с 9-й ранговой позиции стала 13-й (!) по значимости. Отрадно, что работа, честность и образованность удержали свои позиции. Надолго ли?

Итак, подводя итог, можно коротко сказать, что в 1999 году, по сравнению с первой половиной 90-х годов, для подавляющего большинства опрошенных более ценными стали работа, образованность и ответственность, а менее значимыми - мудрость, собственность, самоконтроль, рационализм и независимость. Ну что ж, мы с вами меняемся, теперь этот факт зафиксирован учеными. Но не слишком ли быстро?

Обсудить