Россия – родина ананасов в шампанском

Синонимом земного рая для человека всегда был сад. Согласно библейскому преданию, Адама и Еву изгнали из Эдемского сада, но их потомки всегда стремились туда попасть. На протяжении всей человеческой истории крупнейшие цивилизации, страны создавали свои собственные традиции садоводства, которые совершенствовались веками. И Россия в этом искусстве была одним из лидеров.

В эксклюзивном интервью «Правде.ру» мастер ландшафтного дизайна Виктор Горячев рассказал об истории садово-парковой архитектуры в России, о проделках жителей престижной Рублевки, почему бесполезно искать на рынке Антоновку, сколько крыжовника мы потеряли, почему Россия – родина ананасов.

- Для нас многие «иноземные» находки были всего лишь жалким подобием того искусства создания сада, которое исстари процветало в нашей стране. Мало кто знает, что в 1917 году, когда рухнула великая Российская империя, эти традиции едва не были уничтожены. Все растения погибли за считанные месяцы, потому что во время Гражданской и великой Отечественной войн квартиры и парники в крупных городах не отапливались. Суровые зимы погубили все насаждения. Были вырублены на дрова сады и парки. Погибла практически вся российская садово-парковая ландшафтная архитектура. А ведь Россия всегда славилась своими царскими, боярскими садами и усадебными коллекциями растений, от которых почти ничего не осталось.

- Возрождение началось в годы расцвета СССР?

- В советское время существовало единое, изданное огромным тиражом руководство Г.Е. Киселева, в котором содержалось 800 видов растений для комнатного и наружного озеленения. Может быть кого-то это и впечатлит. Сравнивать надо с тем, что было создано до этого. У меня есть знаменитая книга П.П. Золотарева, выпущенная в 1894 году, в которой описано 12 тысяч комнатных и садовых растений. Представляете, сколько мы потеряли?!

В середине 50-х годов я ездил в деревню к бабушке под Зарайск, и там мы мальчишками лазили в старинный барский сад, вернее в то, что от него осталось. Помню, еще оставались огромные вишни и яблони, заросшие и всеми забытые. Уже тогда они находились в совсем запущенном состоянии, так что теперь, скорее всего, не осталось совсем ничего. Это очень распространенный пример для средней России. Единичные парки такие как – Петергоф, потом восстанавливали. В подмосковном «Архангельском» на 70 % исчезли уникальные насаждения, которые там были до 1917 года. К Олимпиаде-80 с большим трудом начали поднимать усадебный ансамбль в «Кусково».

- Что имеем, не храним, потерявши плачем.

- Настоящий бум возрождения парковых ансамблей в связи с обилием строительства коттеджей в ближайшем Подмосковье, начался после Перестройки. Сейчас постепенно эти две взаимозависимые тенденции – коттеджное строительство и эксклюзивное озеленение - проявляются в окрестностях большинства крупных городов Петербурга, Нижнего Новгорода и других крупных городов России. Сейчас к нам начали поступать такие растения, на которые мы смотрим как домашнее животное на новое строение. А ведь они были прекрасно известны и описаны в каталогах уже в конце XIX века. После того как рухнул наш «железный занавес», мы восстанавливаем по крупицам то, что было когда-то и могло сейчас процветать.

- Наши предки жили в райских садах?

- На Руси сады любили испокон веков, по крайней мере с ХI века. Трудно сказать, кто первый приложил к этому руку. Во многих московских топонимах сохранились названия былого великолепия: «Царицын луг», «Царицын сад», «Садовническая набережная». Они находятся на набережной прямо напротив московского Кремля. Или вот еще: «Берсеневская набережная». Многие забыли, что берсеник (крыж-берсень) – это старинное русское название крыжовника. Там с ХV века при Иоанне Ш были созданы сады нашего «северного винограда».

- И много его было?

- Около 400 сортов крыжовника было в России к концу ХIХ века. А еще в XVIII веке А.Г.Болотов описал в России более 600 сортов яблок и груш. Впоследствии в XVIII-XIX веках из Америки и к нам и в страны Западной Европы, попали некоторые заболевания, губительные для садовых растений. Именно по этой причине мы практически утратили уникальные, славившиеся на всю страну сорта крыжовника, так же, как Франция лишилась многих сортов своего винограда из-за вспышек мельдью – знаменитого грибкового заболевания, которое мы знаем под собирательным названием «мучнистая роса». Лишь благодаря Пастеру французам удалось спасти свои легендарные виноградники, а заодно и вино от порчи. Помните, известная шутка у Чехова в

Россия – родина ананасов в шампанском
Россия – родина ананасов в шампанском
его рассказе «Крыжовник», что «крыжовник был кислый, невкусный. А Николай Иваныч радовался, даже ночью не спал, подходил к тарелке и брал по ягодке». Зная контекст того времени, многое иначе понимаешь.

- Далеко не все в России началось с Петра…

- Искусным садоводом был царь Алексей Михайлович, прозванный «Тишайшим». У себя в усадьбе «Измайлово» он создал потрясающий огород, где созревали даже арбузы. Его сын Петр Великий разбил первый аптекарский огород – сегодня это действующий филиал Ботанического сада МГУ на Проспекте Мира. В русских деревнях средней полосы, в оранжереях графа Шереметьева, например, в Останкино зимой выращивали вишни, землянику. При Екатерине II к столу подавали, как тогда говорили, «счётные», фрукты, выращенные в России. Самое интересное, что русские крестьяне выращивали даже ананасы, хотя сегодня многим это трудно себе представить. Для созревания этого южного плода требуется, в частности, тепло и газ ацетилен, который образуется при разложении навоза. Благодаря умению и усердию в XVIII веке ананасы из России экспортировались в Западную Европу! Стоимость одного плода равнялась тогда стоимости одной коровы. Многие деревни занимались таким выгодным «отхожим» промыслом.

- Сколько видов потеряно?

- Сортов. Вид – это то, что существует в природе, а сорт – создается и поддерживается человеком искусственно. Да, потери после революции и при Советской Власти были почти невосполнимы. Вырубались барские сады, запрещались приусадебные хозяйства, вырубались крымские сады и виноградники, в которых было много местных уникальных сортов. А вот многие сорта, созданные Мичуриным, оказались недолговечными. Это относится и к его знаменитой «Полуторафунтовой Антоновке». За ней бегают, охотятся и даже покупают, но её не существует в природе. Она распалась на отдельные клоны с отдельными свойствами исходного сорта.

- Интересно, знаменитых антоновских яблок нет?

- Даже не ищите Антоновку – это легенда. Впрочем, иногда, если приложено должное старание и просто человек относится к созданному руками и мудростью бережно, растение отвечает ему взаимностью. Вспомните, в 4 в. н.э. был такой знаменитый китайский поэт Тао Юань-мин, который еще был и известным селекционером хризантем. От него сохранились до наших дней порядка 60 стихотворений и многие сорта хризантем. Это большая редкость, просто поразительное исключение. Дело в том, что многие выведенные сорта существуют 20 – 40 лет, потом он «распадаются». Вот почему наши семеноводческие институты постоянно работают над выведением новых и новых сортов.

- Вы считаете себя хранителем старинных традиций?

- Отчасти, да ( смеется ). Но скорее я стараюсь не только возвращать на нашу землю утраченное, но и развивать традиции садово-паркового строительства. В нашем озеленении до сих пор мало используется вечнозеленых растений, а ведь это настоящее богатство! Заходя зимой в сад, мы видим пространство скелетов, а достаточно посадить там самые разнообразные сорта туи – классические колоновидные, шаровидные, высокорослые и карликовые, золотистые и нитевидные, сосны и нели, пихты и тсуги! Вы себе не представляете, какое буйство красок, какое разнообразие форм. В начале прошлого века считалось, что туя в наших краях не зимует, что не могут расти георгины и гладиолусы. Может быть это связано с изменением климата (шутка!) или какими-то агрономическими приемами выращивания, но теперь у нас зимуют и туи и кипарисовики. Появилось такое удивительное разнообразие можжевельников, некоторые из сортов даже на можжевельник не похожи. Словом, можно создать подобие средиземноморского климата – вечнозеленого сада - и в наших северных краях. У меня в саду пережили кошмарные морозы позапрошлой зимы и бесснежную зиму этого года и даже цвели сорта магнолий звездчатой и кобус. Моя основная идея – реинтродукция растений, которые у нас или когда-то были, или же, наоборот, совершенно новых видов и сортов.

- Каким должен быть, на ваш взгляд, настоящий райский сад?

- Каждый сад должен отражать характер хозяина, его привязанности и увлечения. Хозяин должен чувствоватьсебя в нем, «как в раю»! У сада должна быть своя тема! Их может быть бнесколько – за поворотом тропинки – своя тема - резкая смена декораций. Не даром гениальный П.Г.Гонзаго был не только мастером перспективной живописи, театральных декораций (театр Гонзаго в подмосковном Архангельском), но и паркостроителем (парк Павловске под Санкт-Петербургом) а свой трактат назвал «Музыка для глаз».Создавать пространство, в котором будут

Россия – родина ананасов в шампанском
Россия – родина ананасов в шампанском
гармонично сосуществовать и человек и растения – искусство, требующее специального образования, многих лет работы и опыта. Надо помнить, что сад растет, растения меняют форму и размеры, меняется сад и по сезонам года.

- Будуарный цветничок с розочками способна сделать любая тетя Маша-озеленительница, а в каждом настоящем саду должна обязательно присутствовать идея! Она может выражаться в объемных формах как самих растений, так и ландшафта, в цветовой гамме, в рисунке дорожек и что важно – в каждом саду не должно быть заметного, нарочитого ухода – важно создать иллюзию естественности. Как говорят японцы: «Должен быть поэтический беспорядок». И поэтому, что особенно важно, чтобы сад не погиб, как творение, у каждого сада должен быть свой садовник, знающий свое дело. Иначе самый изысканный дизайн участка будет загублен по неумению. Часто видишь, как за садом с очень сложным интересным дизайном и непростыми в уходе растениями, ухаживают (надо сказать очень старательно!) загорелы приезжие садовники. Вокруг деревьев и кустов, посаженных в английском стиле, они аккуратно делают ровные приствольные круги и досыпают питательный грунт к корневой шейке растений!

- Курьезы часто случаются?

- Бывают, конечно, и курьезные случаи. Одна заказчица, просила посадить ей «вечноноцветущие деревья», как в ее доме во Франции, где она бывала весной и они всегда там цвели (предложение поставить саду искусственные цветы ее удовлетворили, почему-то…). Бывают просьбы сделать такой сад, «чтобы все соседи ахнули!» или «лучше, чем у Н.» или «будут гости – надо удивить!». И удивляем!

- Что удивляет вас, какспециалиста?

- Меня несколько удивляет местечковое убожество американских садов. При большом разнообразии материала, которое у них имеется, они почти не умеют им пользоваться. В лучшем случае, все скатывается до эклектики, включающей элементы хай-тека в садово-парковой архитектуре. Это полное безобразие. Или вспомните т.н. «Сады Малевича», когда стволы и листва покрываются яркой краской, даже газоны красятся – мертвое пространство растений, погибающих из-за глупой прихоти. В этом тоже есть что-то противоестественное. Россия в этом смысле более мудра. Я много работаю с владельцами усадеб и, честно говоря, рад, что мы постепенно стали возвращаться к русской природе.

- Наверное она сама это нам диктует! Все больше просьб от заказчиков создать садово-парковые композиции из монументальных крупномерных растений. Каскады прудов, бегущие ручьи с форелью… Наверное это тяга к стабильности, философскому осмыслению… Многие сегодня заказывают парк в стиле старой русской помещичьей усадьбы (хотя часто не являются людьми славянской национальности!) или же просят создать пространство с элементами китайской, японской культур садоводства, с замшелыми камнями, водоемами и коллекционными водными растениями, сад цветущий все лето… А иногда просят создать разные садовые стили в разных концах сада. И это надо вместить на не очень большой территории и совместить между собой, да к тому же чтобы они между собой не конфликтовали!

- Виктор Николаевич, вы способны исполнить любое желание?

- Конечно каждый проект – это как ребенок, которого вынашиваешь, формируешь, стараешься воплотить как можно лучше. Работа непростая. Но и удовольствие, если замысел удался - огромное. В конце-концов, это же чудо, когда в нашей суетной жизни появляются пруд, японская «цукинамидай» - бамбуковая платформа для любования луной или просто наконец расцветший куст древовидного пиона, в который тоже вложена частица вашей души.

Справка:

Виктор Николаевич Горячев – кандидат биологических наук, член группы составителей «Красной книги СССР», один из ведущих отечественных специалистов в области ландшафтного дизайна и искусства создания эксклюзивного сада.

Автор Игорь Буккер
Игорь Буккер — журналист, очеркист *
Обсудить