Кто заплатит налог на "пиратство"?

"Пиратство" в явном виде одобряется в России на уровне пользователей контента — несомненный факт. Это не всем нравится, и сейчас частные организации выдвинули проект, согласно которому им должны отчислять некий процент с продажи видеоаппаратуры, компьютеров, чистых носителей информации и даже билетов на метро. Казалось бы, при чем тут "пиратство"?

Думаю, что все знают о таком явлении, как "пиратство". И рискну предположить, что подавляющее большинство читателей… относятся к нему с одобрением.

Дело даже не в том, что стоимость лицензионных дисков с музыкой и фильмами составляет достаточно чувствительную сумму относительно средней заработной платы, и люди просто не могут позволить себе часто покупать фирменные записи. Все проще: психологически "пират" — это человек удивительной щедрости, который заботится о всем социуме. Ведь он не "зажимает" купленный фильм (к примеру), а делится с другими, которые теперь тоже могут кино посмотреть со всеми удобствами. К тому же можно найти те фильмы, которые в лицензионной версии просто не выпускаются. Есть и еще один "плюсик": многие "пиратские" диски, имеющие оптимальную подборку дорожек и субтитров, по своему качеству оказываются круче фирменных…

Разумеется, производство контрафактной продукции одобряют не все. И множество организаций (как государственных, так и частных) пытаются с незаконным копированием бороться. Запрещая, изымая и показательно уничтожая гусеницами бульдозеров. Логика такова: если лишить человека возможности купить диск с фильмом за 200 рублей (и уж тем более перекрыть возможность бесплатно скачать с торрентов), то и выбора у него не будет. Придется идти и покупать диски, скажем, по 500 рублей. Особенно наглядно это для HD-фильмов, которые на blue-ray носителях стоят трехзначные суммы.

Но "запретить и не пущать" эффективно не получается. В результате приходится прибегать к полумерам.

Читайте также: "Пираты" обещают скинуться на свое кино

В настоящее время две организации — Российский Союз Правообладателей и Российское общество по смежным правам конкурируют за право… гм, даже не знаю, как сформулировать-то.

Но попробую объяснить.

Фото: AP

"Логика", образец которой я приводил выше, работает и в этом случае: некоторую аппаратуру можно использовать для перезаписи лицензионной продукции (то есть ее тиражирования). На носители информации можно записывать нелицензионные копии. Поэтому надо назначить некий процент (от 1% до 5%), который нужно изымать с каждого такого прибора и носителя, а полученную сумму направлять (по официальным заявлениям) на развитие видов искусства (в частности, и на те, которые страдают от "пиратства").

Список, прилагаемый к требованию, потрясает своей незамутненностью. Туда вошло практически все, что авторы посчитали нужным. Единственное, что они могли бы еще дописать в конце: "…а также все предметы, на которые мы укажем".

Не знаю, что останется в списке, когда закон будет принят осенью, но в проекте перечислены далеко не только видеомагнитофоны. В списке есть и телевизоры (на них смотрят "пиратскую" продукцию), сотовые телефоны (они могут воспроизводить нелицензионное видео), чистые болванки CD и DVD, флеш-карты и так далее. При этом компьютеры фигурируют дважды — как детали и как системные блоки. На жесткий диск можно записать "пиратский" фильм — снимем процент, собрали компьютер с этой деталью — еще раз "отстегните" денежку.

Самое загадочное из списка — это "карточки и бирки с нанесенными специальными метками, действие которых основано на приближении". В интернете сразу же предположили, что это — карточки проезда на метро. Ума не приложу, что "пиратского" можно на них записать, но аппетит, сами знаете, приходит во время еды. Видимо, составители списка увлеклись, перечисляя все, на что можно произвести запись.

Дивиденды, по оценкам обоих конкурентов, должны составить около ста миллионов долларов в год. Скромненько так…

Изыматься эта сумма будет, сами понимаете, из наших с вами карманов. Дополнительные поборы на таможне или у продавцов вызовут соответствующий подъем цен для конечного потребителя.

Понятно, что на самом контрафактном бизнесе это не отобразится ровно никак. Впрочем, проект подразумевает не прекращение деятельности "пиратов", а как бы компенсацию за их промысел (как текущий, так и будущий). Правда, остается непонятным, почему частные организации должны собирать такой "налог". Во Франции, к примеру, есть подобный закон, но там отчисления идут государству.

И давайте подумаем над еще одним интересным нюансом. Предположим, закон уже приняли. И что тогда получается?

Если контрафакт вне закона, то на каком основании означенные желающие требуют "налог" на деятельность "пиратов"? Ровно на таком же основании можно "обложить данью" наркоторговлю — скажем, брать процент с продажи шприцов. И даже отдавать вырученные деньги ФКСН.

Все самое интересное читайте в рубрике "Жизнь"

Автор Андрей Борцов
Андрей Борцов — российский публицист, автор Правды.Ру