Новшество: как "Ренессанс Страхование" "строит" МВД и страхователей

Патологическое нежелание страховщиков платить по своим обязательствам давно уже стало притчей во языцех. Российские автолюбители не понаслышке знают о том, как сложно добиться от страховых компаний выплат по обязательствам. А, судя по количеству изученных нами жалоб, виртуозней остальных внедряет новые методы "вождения за нос" компания "Ренессанс Страхование" под руководством Бориса Йордана, работающая на российском рынке вот уже более десяти лет.

Понятно, почему миллионы автолюбителей используют именно КАСКО. Добровольное страхование подразумевает ответственность страховщика при ущербе, причиненном автомобилю, и компенсацию всех убытков при угоне. Причем страховой полис КАСКО, по идее, защищает и в ситуации, когда причиной наступления страхового случая явились не только действия третьих лиц, например, непредвиденные ситуации или стихийные природные силы, но и ошибочные действия самого страхователя.

Казалось бы, все просто: заплатил (кстати говоря, в сравнении с обычным ОСАГО немало) и спи спокойно. Ан, нет. Когда доходит до исполнения обязательств — страхового случая, получить компенсацию в полном объеме бывает крайне трудно. А порой даже и вовсе невозможно. Страховые компании находят миллионы причин и отговорок, чтобы не платить или хотя бы оттянуть этот момент на неопределенный срок — а там глядишь, как говорится, или ишак сдохнет, или падишах.

Почти дежурными историями, как автовладельцам отказывалось в компенсации или компенсация за причиненный автомобилю ущерб была выплачена не в полном объеме — да и то лишь после долгих мытарств и препирательств — пестрит весь Интернет. И чтобы убедиться в этом, достаточно лишь заглянуть на популярные автолюбительские форумы, где обсуждаются вопросы автострахования.

Причем на долю "Ренессанс Страхования" приходится львиная доля подобного рода жалоб и претензий. Градус недовольства порой зашкаливает. "9 марта 2010 года на мой Кашкай упала глыба льда. В результате (были) вмяты 2 передние стойки и крыша, разбито боковое зеркало, — делится один горе-автовладелец. — Все документы собрал и сдал в "Ренессанс Петербург" вовремя сам! Одна форма 3 из милиции чего стоит! (кто получал, знает, как неохотно ее дают). Звонил в страховую компанию раз в неделю, пытаясь выяснить, когда же машину поставят на ремонт. В результате сообщают, что в выплате по Каско ОТКАЗАНО по причине отказа милиции возбуждать уголовное дело. А в милиции не видят причин его возбуждать, т. к. отсутствуют признаки преступления по ст.167 ч.1 УК РФ".

Читайте также: "Ингосстрах" уличили в нечестной конкурентной борьбе

Фото: AP

"И зачем я плачу 38000 рублей. В общем, отписка на дурака", — вполне оправданно негодует пострадавший от глыбы и, видимо, окончательно добитый своей страховой компанией владелец Ниссан Кашкай.

И подобных историй, как говорится, пруд пруди. К примеру, более чем показательна другая история, о том, как "Ренессанс Страхование" проявила чудеса изобретательности в расчете, видимо, на то, что уставший ждать страхователь самостоятельно отремонтирует свой автомобиль или откажется от части выплат по страховке".

"Страховой случай наступил еще 1 февраля: разбили бампер и разбили противотуманку, — рассказывает о своих "приключениях" один из клиентов этой страховой компании. — В соответствии с правилами тут же сообщил о наступлении случая, имеющего признаки страхового, в ОВД и страховую компанию". "В страховой компании сотрудники call-центра мне сказали, что необходимо настоять на возбуждении уголовного дела. В противном случае, мол, будет отказано в выплате".

"А ведь по правилам необходимо лишь сообщить в ОВД о ДТП, а не диктовать милиции, что ей делать. Не давить на участкового. Т. е. получается, что сотрудники страховой компании вводили меня в заблуждение… Интересно, намеренно они это делали или нет?", — задается вполне себе нетривиальным вопросом наш собеседник.Впрочем, учитывая, что уголовное дело может длиться месяцами (а то и годами) и в это время, естественно, никакие страховые выплаты не предусмотрены, расчет страховщика вполне оправдан. Уставший от ожидания автовладелец рано или поздно отправится в сервис латать своего железного коня за свой счет.

Впрочем, как показывает практика, возможностей для того, чтобы тянуть время, маринуя приобретших КАСКО автолюбителей, довольно много. Целый арсенал. Например, даже после того, как страхователь получит все справки из милиции и сдаст в компанию полный комплект необходимых документов, рассчитывать на то, что страховая возьмет да и раскошелится, увы, приходится не всегда.

"По истечении установленного правилами срока я обратился в страховую компанию с вопросом, какое решение принято, — рассказал "Правде.Ру" наивный владелец КАСКО. — Сами сотрудники "Ренессанс Страхования" не потрудились уведомить о принятом страховой компанией решении. Мне сообщили, что сомневаются, что заявленный ущерб стал результатом одного страхового случая и предложили либо отказаться от части заявленного ущерба, либо приехать еще раз в офис компании, написать еще одно заявление, и, выждав некие сроки, вновь предоставить автомобиль на дополнительную независимую экспертизу. Что само по себе является как минимум затягиванием времени…"

Фото: AP

И что же было дальше? После поступивших "заманчивых" предложений уже порядком уставший от хамства и наглости страхователь чинит машину за свой счет, и направляет в страховую заявление с просьбой о возмещении потраченных средств на ремонт. Однако "по прошествии почти двух недель, не дождавшись ответа от страховой, интересуюсь результатами и получаю ответ, что часть документов утеряна и нужно все документы предоставить вновь, выждать необходимые сроки по новой. Занималась всем этим некая Голубева Светлана, — продолжают автовладелец свою до боли знакомую многим историю. — Документы были высланы вновь и по прошествии еще двух недель, опять не дождавшись информации, звоню и поинтересовался результатами. Мне было сказано, что дело уже рассмотрено и деньги готовы поступить на счет в течение недели. Правда, если соглашусь на сумму в два раза меньшую, нежели вышла по чеку из автосервиса. Я был согласен уже и на это…".

После подобного обращения (клиент же всегда прав?!) наш собеседник решается разорвать контракт с "Ренессанс страхованием". Согласитесь, так поступил бы любой на его месте. Однако и тут его ждал сюрприз… "Когда я приехал разрывать договор со страховой, мне сообщили, что я должен написать отказ от возмещения ущерба, иначе не получу ничего при разрыве договора за неиспользованный период времени… Со мной общался руководитель центра обслуживание клиентов некто Василий Солодовников…

А чуть позже, когда на счет перевели ту самую уполовиненную сумму по страховому случаю, мне специально позвонили и сообщили: расторгнуть договор я могу, но за неиспользованный период времени мне ничего не выплатят. Чтоб было понятно, о чем речь: страховка стоила более шестидесяти тысяч рублей, по страховому случаю мне выплатили в десять раз меньшую сумму, остальное пошло, видимо, в доходы "Ренессанс Страхования"…

Мнения опрошенных "Правдой.Ру" экспертов достаточно однозначны: действия кампании — незаконны.

"Во-первых, настаивать на возбуждении уголовного дела — это противоречит законодательству. Тем более, если нет оснований для возбуждения уголовного дела. А потом, извините, что значит возбуждать уголовное дело? Уголовное дело — это когда мы видим противоправные деяния. У нас есть уголовный кодекс. Столкновение двух машин, если это не связано с преступлением — это гражданско-правовые отношение, возмещение ущерба, то, что предусмотрено гражданским кодексом и для чего как раз и существуют страховые кампании", — считает адвокат Московского общества Защиты прав потребителей Людмила Трифонова.

Фото: AP

"Такая проблема существует, — подтверждает наши предположения депутат Госдумы, член комитета по финансовому рынку Алексей Багаряков, — к нам обращаются с жалобами не только из Москвы, но и из других крупных городов страны. Действительно, страховые компании таким образом вводят в заблуждение наших граждан и своих клиентов. Причина одна — это нежелание расставаться с деньгами".

Председатель комитета Госдумы по кредитным организациям и финансовому рынку Владислав Резник в свою очередь отмечает, что если в тексте договора нет такого пункта, то "гражданин не должен добиваться возбуждения уголовного дела в случае аварии. Он должен все зафиксировать, и, собрав необходимые документы, обратиться за выплатой", — считает депутат. Впрочем, даже если подобное условие где-то прописано, то, на взгляд парламентария, "вставлять такие требования компания не должна".

"Страховая компания в любом случае должна выплатить, — уверен президент Ассоциации региональных банков России Анатолий Аксаков. — А если страховой компании нужно уголовное дело на виновника происшествия, то это их проблемы, пусть они сами этим занимаются. Они должны сами взаимодействовать с силовыми структурами, прежде всего со службами ГИБДД".

Так что же делать как тем, кто уже стал жертвой страховых обстоятельств, так и тем, кому ещё только предстоит столкнуться с подобного рода неприятностями.

В первую очередь, конечно, не идти на поводу у страховщиков и добиваться справедливости. "Т.е нужно напрямую писать письма жалобы в Росстрахнадзор, — считает А. Багаряков. — По крайней мере, на моей памяти реакция регулятора, т. е. Росстархнадзора, всегда была адекватная. Кроме того, одна или две жалобы могут долго рассматриваться. А если будут десятки, сотни жалоб на какую-то компанию, то, я думаю, незамедлительно последуют меры — и для страховой компании в этом случае будет выгодней исполнять условия договора".

Людмила Трифонова советует автовладельцам не бояться обращаться в суд: "Оценку деятельности этой кампании может дать только прокуратура. Поэтому граждане могут обратиться с заявлением в прокуратуру о том, чтобы проверили деятельность данной организации". По мнению адвоката, "если люди будут обращаться в суд в порядке гражданского судопроизводства, то суд скорей всего будет стоять на защите прав граждан, которые попали в кабалу к этой компании".

Однако в любом случае речь, в конечном счете, видимо, идет о мошенничестве со стороны страховых компаний. И их расчет здесь на то, что застрахованные замучаются "пыль глотать" по судам и другим инстанциям. Гражданам куда легче плюнуть, и заплатить самим. Но ровно отсюда, от этих действий как страховых компаний, так и граждан, возникает недоверие к самому институту страхования. Волнует ли это самих страховщиков хоть в какой-то мере?

Автор Ксения Образцова
Ксения Образцова — журналист, внештатный корреспондент Правды.Ру *
Обсудить