Сопротивляйся! Американцам есть чему поучиться у России

15 февраля в Госдуме прошёл "круглый стол" на тему "Проблемы правового и социального статуса жертв преступности в России", организованный правозащитным движением "Сопротивление".

По мнению председателя движения Ольги Костиной, если западные общественные организации ставят перед собой задачу не борьбы с государством, а борьбу за эффективность государства, то в России всё происходит наоборот. "Наша борьба с государством зашла слишком далеко и уже помогает преступности", - констатировала правозащитница.

На сегодняшний день в законодательной практике сложилась парадоксальная ситуация, когда защита прав обвиняемых и подозреваемых в уголовных процессах превалирует над защитой прав и обеспечением безопасности потерпевших и свидетелей. По данным опросов потерпевших и свидетелей, почти 90% опрашиваемых ответили, что в случае угрозы их жизни или здоровью они откажутся от дачи показаний или же дадут ложные показания, несмотря на наказуемость таких деяний, если в отношении их не будут приниматься меры защиты. При этом практика показывает, что привлечение преступника к ответственности и обеспечение принципа неотвратимости наказания во многом зависят от надежности защиты участников уголовного процесса от преступных посягательств со стороны представителей криминального мира.

"Во всем мире создаются общественные и благотворительные фонды, ставящие задачу защиты прав потерпевших. И я очень рада, что и в России появляются такие организации, как "Сопротивление", ставящие аналогичную задачу", - поддержала Ольгу Костину первый вице-спикер Госдумы Любовь Слиска, отметив, что в ходе реформы судебной системы в России было сделано много важных изменений законодательства, однако их недостаточно для полноценной защиты жертв преступлений. "Это одна из важнейших тем", - подчеркнула Л. Слиска.

Госдума еще летом 2004 года приняла проект Федерального закона "О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного процесса", но с сожалением можно говорить о том, что этот документ пока не смог стать действенным инструментом российского правосудия.

Более того, как сказал первый заместитель председателя комитета Госдумы по безопасности Михаил Гришанков, население банально не знает об уже существующем (хоть и несовершенном) законе и о принципах его применения. А заместитель главы МВД Николай Овчинников согласился с прозвучавшей ранее оценкой, что отечественный УПК "исторически" направлен на изобличение и осуждение преступника, а не на защиту потерпевшего, хотя и высказал пожелание, чтобы деятельность, инициированная "Сопротивлением", не превратилась только в общественный контроль за соблюдением уже существующего закона о защите прав потерпевших. "Проблему нужно ставить значительно шире, нужно говорить о моральной и материальной компенсации жертвам преступлений и многом другом", - подчеркнул он.

Актуальность обсуждаемой проблеме придал и тот факт, что в круглом столе принял участие представитель Минюста США Терри Кинней, рассказавший о практике применении закона о защите свидетелей в США. Он заявил, что американский закон направлен в первую очередь на защиту потерпевших и свидетелей в особом типе преступлений, связанных с организованной преступностью.  По мнению Терри Киннея, Россия трактует защиту потерпевших значительно шире, чем США. "Возможно, и нам будет чему у вас поучиться", - отметил представитель американского Минюста.

Автор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *
Куратор Людмила Айвар
Людмила Áйвар — российский юрист, общественный деятель *
Обсудить