Греф побазарил… и осекся

Чем меньше остается времени до 1 апреля, когда гастарбайтерам будет окончательно отказано в праве стоять за прилавками отечественных рынков, тем меньше уверенности, что такая административная мера, - с учетом российской специфики, - вообще осуществима. Сомнения исходят уже из правительства РФ.

Глава Минэкономразвития Герман Греф в телеинтервью уже не исключает, что срок отказа от услуг иностранных продавцов может быть сдвинут на более отдаленную перспективу. "Если мы увидим какие-то опасности, то срок 1 апреля может быть продлен решением правительства", - заявил министр.

По статистике МЭРТ, именно на рынках россияне покупают более половины овощей, и чуть менее – мяса и птицы. Но это не все: без малого шесть тысяч российских базаров являются универсальными торговым площадками, где сограждане одеваются (60% одежды) и обуваются (55% обуви). Иными словами, правительственная реформа затронула коренные интересы второго по объему канала гражданского товарооборота в стране.

Для того, чтобы вытеснить из этой сферы 1,2 млн. торговцев с сомнительной иммиграционной историей. Есть иметь в виду, что В России сейчас работают, по данным Федеральной миграционной службы (ФМС) России, порядка 10-12 млн. легальных и нелегальных мигрантов, лишение источника дохода одной их десятой части может привести только к осложнению криминогенной ситуации в стране.

Но никак не расчистит «колхозный» ранок для отечественного товаропроизводителя. Который сам торговать не умеет и не особенно хочет. Ему настежь распахнули базарные ворота. Вчера в три шеи гнал на корню купленный «черными» участковый, сегодня зазывает едва не самолично московский мэр.

Москва, как пишет "МК", ждет российских фермеров сразу на 28 рынках. Остальным 16 рынкам (где нет доли московского правительства) тоже дана команда подготовить места для отечественных товаропроизводителей и назначить им соответствующие льготы. Однако, даже с учетом глобального потепления, от российского фермера трудно ожидать свежих овощей зимой, не говоря уже о цитрусовых. Россия отвыкла от вечнозеленого помидора.

Почему-то в ходе очищения рыночных рядов от вредного гастарбайтерского элемента совершенно упущено из вида не то, кто торгует и даже чем, а кто является собственником товара. Давно и хорошо известно, что те же рынки Москвы плотно оседлала азербайджанская диаспора. С недавних пор азербайджанцев начали теснить предприимчивые представители других национальностей - чеченцы, грузины и дагестанцы. На кону огромные деньги, месячный оборот среднего московского рынка – превышает десять миллионов долларов. Причем товар, как правило, не декларируется в налоговых органах и в основной массе закупается чуть ли не по себестоимости у тех же самых российских фермеров.

Старушка с пучком редиски из пригорода все равно останется за воротами базара - медосмотр, зарегистрировать свой огород, как фермерское хозяйство и оформить сертификат качества… Но горожанки почтенного возраста за прилавками появились. В качестве подставных лиц все тех же гастарбайтеров. Есть уже бабульки «по вызову» - едва облава (или рейд) она тут как тут. На нее, законопослушную россиянку, иностранный перекупщик выправил все документы. Приходящей «торговке» полновесной зарплаты, конечно, не платят – 12-часового рабочего дня она просто не сдюжит. Ставка 500 рублей в день. Неплохая прибавка к пенсии.

Фермеры, конечно, ропщут. Но вряд ли они готовы сами занять места в пустеющих рядах. С одной стороны, откровенно побаиваются теневых рыночных заправил (которые никуда не делись, а просто выжидают) а с другой – на кого хозяйство оставить? Все-таки работа на земле и розничная торговля слишком противоречат цивилизованному принципу разделения труда.

Понятно и естественно, если бы государство в первую очередь озаботилось возрождением некоторого вида потребкооперации на рыночных принципах, аккумулировало бы сельхозпродукт по пригородам и весям, а уж затем бы принялось расчищать для нее торговые площади. То есть, переформатировать сельский национальный проект – обеспечить крестьянину нормальный рыночный доход за вложенный в землю труд. Тогда задышит село самостоятельно, и куда как меньше потребуется вкладывать в него бюджетных миллиардов. Но этим же заниматься надо. Куда как проще бросить лозунг – вон с рынка чужаков! А дальше что?

Об этом стоит задуматься еще потому, что у новации Германа Грефа есть только один ярый сторонник - лидер Движения против нелегальной иммиграции Александр Белов, который призывает правительство к твердости, иначе де оно потеряет свой авторитет. Нет ничего хуже для авторитета власти, чем настаивать на принципе собственной непогрешимости.

Автор Оксана Аникина
Оксана Аникина — журналист, литературный редактор, заместитель главного редактора Правда.Ру *
Куратор Людмила Айвар
Людмила Áйвар — российский юрист, общественный деятель *
Последние материалы