Клон каждому! "Запчасти" людей будут хранить в холодильнике

Известный специалист по молекулярной биологии Роберт Ланца имеет большие проблемы с католической церковью, лично папой и даже президентом Америки. И все дело в его необычном подходе к клонированию. Ланца борется за право на терапевтический клон, который, по его мнению, должен иметь каждый человек. Этот клон - в виде клеточной культуры, отдельных частей тела или даже целого организма - может быть выращен и храниться в холодильнике. Когда вам понадобится сердце, рука или нервная ткань - вы просто попросите врачей сделать вам пересадку.

К такой мысли Ланца пришел в результате длительной работы с Кристианом Барнардом - знаменитым южноафриканским хирургом, сделавшим первую пересадку сердца. Уже тогда были поставлены первые проблемы трансплантологии, которые не решены до сих пор. Дело в том, что человек с пересаженными «чужими» сердцем, роговицей, либо - в наше время - стволовыми клетками вынужден принимать опасные препараты, снижающие иммунитет.

Во многих случаях они приводят к развитию рака. Таким образом, как сообщил Ланца в интервью журналу Discover, спасти всех людей с неизлечимыми больными сердцем, печенью и почками может лишь переворот в медицине, сопоставимый с изобретением антибиотиков и вакцин.

К тому же, с помощью нового метода Ланца рассчитывает научиться избавлять пациентов от неизлечимых ныне аутоиммунных заболеваний. Всего таких болезней медицине известно не менее 80. Среди них - рассеянный склероз и болезнь Лу Герига, которые приводят к постепенному разрушению нервной системы, возникновению параличей и ранней смерти. К тому же, можно будет восстановить нервную ткань, поврежденную в результате других заболеваний и травм, таким образом поднять на ноги миллионы «колясочников».

«Чтобы полностью реализовать потенциал стволовых клеток, мы должны превратить их в культуры тканей или даже органы, - объясняет Ланца. - И если мы сможем изготовить артерии или кости, а в идеале - полностью вырастить почку или сердце, мы добьемся невероятных успехов. В первую очередь, такие опыты помогут достичь восстановления конечностей пациента. Для этого необязательно их полностью выращивать. Чаще всего, причиной ампутации становится сильное повреждение мышечных тканей - и если их можно будет быстро вырастить несколько крохотных полосок мышечной ткани, человеку уже не понадобятся протезы.

По мнению Ланца и многих его коллег, для начала новой эры в медицине нет никаких технологических препятствий. Но это не значит, что их нет вообще. Преграды имеют социальную, религиозную природу и, к тому же, для внедрения прорывных методов в большинстве стран нет юридической базы. Таким образом, по мнению Ланца, сегодня ученых вынуждают уделять чрезмерное внимание теологическим проблемам. «Это не то, чему меня учили в медицинской школе», - комментирует он.

Увы, в течение последних 20 лет правительственные чиновники США, мягко говоря, холодно относились ко взглядам Ланца. Рядовые граждане, напротив, проявляли явный интерес к его работе. Его публично проклинали за «антигуманную» деятельность и даже угрожали убить.

Однако он чувствует, что передовые научные идеи медленно, но верно захватывают людей, никак не связанных с наукой. Совсем недавно ученый из соседнего офиса с тревогой вызвал Ланца. «Боб, - сказал он - Полицейский офицер на улице хочет тебя видеть. У него с собой наручники и автомат». Вся лаборатория была уверена, что полисмен арестует Ланца. Однако офицер просто спросил, может ли доктор помочь его 16-летнему сыну, который нуждается в пересадке роговицы.

Как утверждает Ланца, в его идеях нет ничего аморального. Он просто доказывает, что у нас есть шанс повысить вероятность выжить, по крайней мере, на 50 процентов - какой бы болезнью мы не заболели. Клон - не более, чем совокупность стволовых клеток оригинала. Он не может быть живым существом, личностью, скорее всего, он даже не вырастет до состояния взрослой особи. Поэтому беспокоиться надо не о нем, а об оригинале. «Это поразительно, что через десятилетия после появления на свет овцы Долли, ученые все еще не могут клонировать человеческий эмбрион», - возмущается ученый.

Обсудить