Германская медицина в двух измерениях

Изречение "статистика знает все" стало иронической банальностью. Но вот германская статистика сообщает, что в стране растет число пациентов, жалующихся на ошибки, допущенные врачами в процессе лечения.

По данным Федеральной врачебной палаты ФРГ, за прошлый год в экспертные комиссии и арбитражные инстанции поступило 10 900 жалоб, 29 процентов которых признаны обоснованными.

Чаще всего сомнения у пациентов возникают при лечении заболеваний тазобедренных и коленных суставов, переломов, а также рака груди. Эксперты объясняют рост числа ошибок постоянным увеличением нагрузки на сотрудников клиник.

У человека, далекого от немецкой реальности, это может вызвать недоумение. Как же так? Ведь Германия славится своим высоким уровнем медицины, именно туда отправляются на лечение в сложных случаях богатые россияне.

Поток иностранных пациентов так велик, что в стране действуют специальные посреднические фирмы, которые могут обеспечить контакт с лечебными учреждениями.

Уровень организации германского здравоохранения действительно высок в сравнении с российскими поликлиниками и больницами, рассчитанными на массового пациента.

Здесь не чувствуется такого разрыва в обслуживании бедных и богатых, между районной больницей и частной клиникой. И все же он есть и ощущается в контрасте между приватной и обычной страховкой.

Да, здесь высококлассная хирургия, подкрепленная прекрасным оборудованием клиник, отработанные технологии лечения, опять-таки подкрепленные большим набором современных лекарств. Но если у вас нестандартный случай и вы сошли с конвейера традиционных процедур и методов – тогда все сложнее и хуже.

У врачей просто нет времени заниматься вами, искать нетривиальное диагностическое решение. И бедным в этом отношении куда хуже, чем богатым. То и дело слышишь от наших бывших соотечественников, живущих в Германии, жалобы на неправильный диагноз, не давшее результатов лечение, наконец, на длинные очереди к врачу.

В Германии пациенты, как правило, обращаются не в поликлинику, как в России, а в отдельный врачебный кабинет – так называемый праксис.

Если случилась беда, "скорая помощь" приедет мгновенно и отвезет вас в больницу, а там, особенно если это суббота или воскресенье, могут пройти часы прежде, чем тебя осмотрят, начнут лечить.

Именно так случилось с моей берлинской знакомой, которая в субботу привезла в больницу ребенка с высокой температурой.

Во многих регионах страны врачей остро не хватает. И при этом их больше всего в потоке германских специалистов, уезжающих за границу. Только в прошлом году число "беглецов в белых халатах" превысило три тысячи человек.

Такая "утечка мозгов" сказывается не только на качестве медицинского обслуживания, но и на экономике страны, на поступлении налогов в государственную казну.

По оценкам Мюнхенского института экономических исследований среднестатистический врач за свою трудовую жизнь "отстегивает" государству около миллиона евро. В условиях единого европейского пространства врачи уезжают в Англию, Францию, Норвегию, уезжают не только в погоне за длинным рублем.

К числу основных побудительных мотивов миграции относится забюрократизированность трудовой деятельности, жесткость иерархических структур, препятствия, которые приходится преодолевать тем, кто стремится открыть собственное дело (когда речь идет о врачах – это собственный праксис).

Экспертное сообщество настоятельно советует правительству ФРГ сделать германский рынок труда более привлекательным и доступным как для иностранных специалистов, так и для иностранцев, проживающих в стране.

А пока иностранный врач, даже сдав соответствующий экзамен, может работать только с разрешения властей федеральной земли.

И лишь получив гражданство, он приобретает право на так называемый "дойче апробацион" - немецкую апробацию, после которой свободно работает по всей Германии.

На практике это превращается в многолетний марафон, этапами которого становится полноценное овладение немецким языком на различных курсах, экзамены, практика в клиниках, работа в качестве помощника врача и многое другое, отделяющее человека от полноценной самостоятельной деятельности.

И это речь идет о специалистах, которые на родине были опытными врачами, подчас даже обладающими научными степенями.

Судьба таких людей подчас бывает драматична. Так она сложилась у Зинаиды Фоменко, которая долгие годы работала ведущим хирургом Ташкентского онкологического центра, а девять лет назад

Михаил Румер: Германская медицина в двух измерениях
Михаил Румер: Германская медицина в двух измерениях
была вынуждена уехать в Германию.

Как она говорит, "из-за политики выдвижения национальных кадров независимо от их профессиональных знаний". Но и здесь ее ожидали те же проблемы. "Очень скоро, - рассказывает доктор Фоменко, - я ощутила, что нас, квалифицированных врачей, смотрят как на конкурентов, отбирающих у коренных немцев высокооплачиваемую работу".

Сейчас, после долгих мытарств, она получила приглашение в одну городскую больницу, где сможет сдать экзамены и приобрести дополнительный опыт.

Разумеется, есть немало примеров, когда упорные и способные люди проходят этот "крестный путь" и становятся успешными специалистами европейского класса, пополняя ряды врачей, которых так не хватает в Германии.

Автор Михаил Румер
Михаил Румер — журналист, редактор, внештатный автор Правды.Ру
Последние материалы