Памяти Юрия Дроздова, патриарха советской разведки и спецназа

На 92-м году жизни скончался Юрий Дроздов — человек, с именем которого связано создание легендарной группы специального назначения КГБ СССР "Вымпел". А еще 35 лет своей жизни он отдал службе в нелегальной разведке, был советским резидентом в США и Китае.

Родился Юрий Дроздов 19 сентября 1925 года в Минске, в семье военного. Его отец был офицером царской армии, после революции перешел на сторону большевиков. В 1944 году Юрий Дроздов окончил 1-е Ленинградское артиллерийское училище, после чего отправился на фронт, принимал участие в штурме Берлина.

В 1956 году он окончил Военный институт иностранных языков и переведен на службу в Комитет государственной безопасности. Затем служба в ГДР, где заметной вехой в карьере Дроздова стало участие в обмене советского разведчика-нелегала Рудольфа Абеля на американского пилота Гэри Пауэрса, самолет которого был сбит над территорией СССР в 1960 году.

В 1964–1968 годах был резидентом советской разведки в Китае. В 1975 году был назначен резидентом внешней разведки в США, а также руководил резидентурой советской разведки в Нью-Йорке.

Как раз в это время произошла известная история с дипломатом Аркадием Шевченко, который в 1978 году отказался возвращаться из служебной командировки в США. Шевченко стал первым высокопоставленным советским дипломатом-перебежчиком.

Как рассказывал "Правде.Ру" бывший сотрудник Управления "К" внешней контрразведки КГБ, полковник запаса Александр Соколов, Юрий Дроздов докладывал в Москву о своих подозрениях относительно Шевченко.

"Я со стопроцентной гарантией могу заявить, что руководитель нью-йоркской резидентуры ПГУ КГБ Юрий Иванович Дроздов докладывал свои соображения председателю КГБ СССР Ю. В. Андропову. Он говорил генсеку, что Шевченко уже давно мог перестать быть простым объектом для вербовки, а стать агентом ФБР или ЦРУ и делиться со своими хозяевами сверхсекретной информацией. Юрий Иванович лично информировал руководство Управления "К", в чью обязанность входило пресечение появления вражеской агентуры в посольствах и колониях СССР. Но тогдашний руководитель Управления "К" Олег Калугин не давал ходу этому делу и всячески тормозил его, не давая никому из своих сотрудников принять к этому делу надлежащих мер", — отмечал Соколов.

Сам Юрий Дроздов считал, что дело было в семейных связях Шевченко с министром иностранных дел СССР А. А. Громыко, а также покровителях в КГБ.

После возвращения из Нью-Йорка в октябре 1991 года Юрий Дроздов занял должность заместителя начальника Первого главного управления (ПГУ) КГБ СССР и возглавил управление нелегальной разведки ПГУ КГБ СССР (Управление "С"), которым руководил до увольнения в запас в июне 1991 года.

Юрий Дроздов был одним из руководителей штурма дворца Амина в Кабуле 27 декабря 1979 года. А спустя буквально несколько дней, 31 декабря, в докладе председателю КГБ Юрию Андропову о проведенной операции Дроздов предложил сформировать специальное подразделение в составе КГБ.

"В середине января 1980 года произошла очередная встреча, на которую Юрий Иванович пришел уже с конкретным проектом. Год ушел на обсуждения-согласования. На состоявшемся 19 августа 1981 года закрытом совместном заседании Совета министров СССР и Политбюро ЦК КПСС высшее руководство страны приняло решение о формировании секретного отряда специального назначения. В его задачи входило проведение операций за пределами страны в "особый период", — рассказывал ранее "Правде.Ру" президент Ассоциации группы "Вымпел" Валерий Попов.

По его словам, "статус бойца "Вымпела" Юрий Иванович Дроздов и его коллеги определили как "разведчик специального назначения". Он должен совмещать функции обычного разведчика, работающего под прикрытием, и разведчика-диверсанта, действующего в боевых условиях".

"Дроздова заслуженно назвали патриархом нелегальной разведки и нашего спецназа, он всегда сочетал классику и применение новых технологий, и конечно, тщательно подбирал людей — это самое главное. Он создал интеллектуальный спецназ. Уникальность группы "Вымпел" в том, что она должна была самостоятельно заниматься сбором и анализом информации, подготовкой, реализацией и операций локализацией операций. Потому что было нужно выполнить операцию таким образом, чтобы никто не понял, кто здесь был, что произошло и куда все исчезли после проведения этой операции. Так это и было", — подчеркивал Валерий Попов.

Сам Юрий Дроздов в своей книге "Вымысел исключен. Записки начальника нелегальной разведки" подчеркивал, что невыполнимых задач для "Вымпела" не могло быть по определению: "Просто неприемлемо говорить по отношению к такой группе спецназначения, как "Вымпел", что какую-то задачу выполнить можно, а какую-то нет. Мы для того и служили, чтобы всегда уметь выполнить любую задачу, в любом месте".

В июне 1991 года Юрий Дроздов ушел в запас. Возглавлял аналитический центр НАМАКОН, являлся почётным президентом Ассоциации ветеранов подразделений специального назначения и спецслужб "Вымпел-Союз".

Автор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *