Сегодня владение иностранными языками перестало быть элитарным навыком и превратилось в базовую необходимость. Однако методы подготовки тех, кто должен этому учить, зачастую безнадежно отстают от требований времени. Эксперт по иностранным языкам, методист Нелли Ченцова, основатель и руководитель двух языковых школ в Москве, автор методики LIFE TALK™, основанной на развитии эмоционального интеллекта, рассказала, на что надо обращать внимание преподавателям английского языка.
Частая проблема: родители обеспокоены, что дети после многих лет в школе не могут связать и двух слов на английском, а взрослые, посещая курсы, застревают на зубрежке грамматических таблиц. Зачастую проблема кроется в системе подготовки самих преподавателей.
Традиционная модель, унаследованная еще от советской школы, видит в учителе прежде всего транслятора знаний: правил, лексики, грамматических конструкций. Это база, но язык — не свод законов, а живой, дышащий организм. Можно досконально знать его анатомию, но так и не научиться на нем говорить, чувствовать и думать.
Главная ошибка — ставить грамматику во главу угла. Урок должен строиться вокруг живого общения, где конечная цель — не выполнить упражнение в учебнике, а научить человека выражать свои мысли. Даже если на начальных этапах будут совершены ошибки. По опыту скажу, что "правильность” придет с практикой, а вот желание говорить, убитое страхом ошибиться, восстановить почти невозможно.
Поэтому создание безопасной психологической атмосферы становится сегодня ключевой компетенцией преподавателя. Когда студент не боится выглядеть глупо, он начинает экспериментировать, пробовать, и языковой барьер рушится на глазах.
Именно поэтому в своей методике я использую эмоциональный интеллект, который помогает не просто передавать знания, а создавать атмосферу в которой ученики чувствуют себя свободно и уверенно. Эмоциональный интеллект позволяет преподавателю улавливать эмоциональное состояние учеников и в связи с этим корректировать темп, формат и уровень сложности материала, что в языковом обучении особенно важно.
Учитель из строгого контролера превращается в модератора, партнера по диалогу, который помогает и направляет. Вместо долгого объяснения, как строится диалог будет лучше, если преподаватель предложит сыграть в ролевую игру, например, диалог в магазине или аэропорту. Практика показывает, что десять минут такой ролевой игры дают больше, чем час теоретических лекций.
Молодые специалисты, выросшие в цифровую эпоху, интуитивно чувствуют необходимость в менее формальном, живом общении. Они более эмпатичны, быстрее улавливают настроение группы, готовы к экспериментам с форматами и технологиями. Чаще своих старших коллег задают себе вопросы: Что получилось? Что можно улучшить? Как чувствовали себя студенты? Это радует.
Однако у этой открытости есть и оборотная сторона: более 60% молодых учителей сталкиваются с серьезным эмоциональным выгоранием в первые пять лет работы. Высокий уровень эмпатии делает их уязвимыми к стрессу, а отсутствие четких, работающих ориентиров и поддержки со стороны более опытных коллег приводит к разочарованию в профессии.
Современным преподавателям не нужны жесткие рамки и предписания "как надо". Им нужна свобода, доверие и эффективные инструменты. Поэтому методики подготовки должны давать не только академические знания, но и развивать эмоциональный интеллект, учить рефлексии и саморегуляции.
Именно эти проблемы привели меня к созданию методики LIFE TALK. Система должна позволять давать четкую, но при этом гибкую структуру урока, от легкого начала до обсуждения и домашнего задания. На помощь учителю приходит пошаговая структура, но при этом он может подстраивать темп, упражнения под своих учеников. Такой подход позволяет преподавателям учиться строить разговор с учениками самого начального уровня (у кого маленький словарный запас).
Обучение преподавателей в таком случае строится на приемах, которые позволяют превратить даже самые простые слова в увлекательный диалог. А еще применять мимику, жесты, эмоции, голос и другие элементы невербальной коммуникации, чтобы материал запоминался лучше, а уроки были интересными. Учитель становится более уверенным в себе, ошибки воспринимает как часть роста и проще относится к ним. В результате на уроке создается атмосфера сотрудничества и процесс обучения становится удовольствием.
Многие педагоги старой закалки сталкиваются с серьезными внутренними барьерами на пути к переменам. Например, страх отпустить контроль. Привычка быть главным и единственным источником знаний в аудитории мешает дать студентам больше свободы для высказывания.
Еще один фактор — зависимость от плана. Боязнь не успеть "пройти всю программу" заставляет строго следовать учебнику, даже если группа явно устала от темы или, наоборот, готова к более сложным задачам.
Наконец, самая частая проблема — глубоко укоренившаяся установка, что нужно объяснить каждое правило, прежде чем переходить к практике.
Преодолеть эти трудности можно лишь системной работой. Нужны курсы повышения квалификации, построенные не на лекциях, а на практике. Нужны профессиональные сообщества, где можно получить поддержку коллег, а обратная связь дается не за ошибки, а за точки роста.
Необходимо сместить фокус с идеального выполнения учебного плана на реальный результат — уверенного и говорящего студента. Ведь в конечном счете, именно это и является главным показателем мастерства учителя. Задача государства и образовательной системы сегодня — создать условия, в которых новое поколение преподавателей сможет полностью раскрыть свой потенциал. От этого зависит не только качество образования, но и наша способность говорить с миром на одном языке.