Легендарный венецианец – в Москве

Впервые в России будут показаны живопись и графика знаменитого художника-интеллектуала сегодняшней Европы Массимо Сколари

 

 Государственный музей изобразительных искусств /ГМИИ/ им.А.С.Пушкина при поддержке Итальянского Института культуры и посольство Италии в РФ откроет выставку "Тридцать лет творчества Массимо Сколари ". Впервые в России будут показаны живопись и графика знаменитого художника-интеллектуала сегодняшней Европы, особенно чтимого за "чистоту стиля".

 

 Для россиян выставка Сколари особо значительна, ибо имеет место двойной разрыв в культурной традиции меблирования жилища. Сначала – в 1917 году появилось поколение, которое привыкло к убогим топчанам и уплотнениями, потом – целый век мы знали только очередь в мебельном магазине за «гарнитуром типа стенка», и проблему как эту стенку поместить в хрущевке, и лишь теперь подрастает поколение тинеджеров, которое сможет не вспоминая кошмаров о ночных бдениях и утренних штурмах «салонов», тогующих мебелью, нормально обставить свой дом.

 

 Ибо сегодня мебель выбирают, по мнению знатоков, хаотично и беспорядочно, не соблюдая эпох и стилей, иногда даже не зная удержу, как будто под давлением страха скорого окончания мебельного изобилия.

 

 Вот что рассказала корреспонденту "ПРАВДЫ.Ру" продавец-консультант салона «Мебель Гамбса» Наталия:

 «Клиенты зачастую приходят к нам не потому, что они ценят именно этот стиль и качество, а потому что «у вас подруга обставила спальню, хочу такую же. Только лучше». Причем сложность заключается в том, что клиент сам плохо понимает, что хочет. Осматривая образцы мебели в демонстрационном зале, он даже не в состоянии соотнести ее размеры с площадью собственной квартры. Поэтому можно услышать, как клиентка, получая заказ, охает – «какая большая кровать, я и не думала, что она такая большая, а вдруг она не войдет».

 

 Думается, москвичи, привыкшие видеть в качестве последнего слова современного зодчества архитектурные композиции, увенчанные стелламми и статуями Зураба Церетели, с удовольствием пойдут взглянуть и полюбопытствовать. Что же такое называется интеллекутальным искусством. Говорить о том, что Сколари сформирует вкус россиян и поможет возобновать традиции – конечно наивно. Но мы по крайней мере увидим, что это такое – настоящая мебель «от кутюр».

 

 Живущий в Венеции Сколари унаследовал от великих мастеров "флорентийскую четкость композиционных конструкций, утонченность венецианской живописи, фламандскую образность и непосредственность". Ощутима в его творчестве и эпическая монументальность искусства Древнего мира.»

 

 Кстати, Сколари прежде всего - зодчий, и его живопись, как считают итальянские критики, служит "наглядным воплощением архитектурных фантазий", обузданных "разумом урбаниста". В акварелях, кажущихся беспристрастно верными натуре, художник творит собственную модель Вселенной, улавливая ритмы современности, подчас заглядывая в будущее.

 

 Выпускник Политехнического института в Милане, Сколари преподавал с 1973 года историю архитектуры в Палермо и Венеции, читал лекции в университетах США, в архитектурных и градостроительных вузах Барселоны, Нью-Йорка, Лондона и Вены, в Гарварде и Королевской Датской Академии. Он сотрудничал с престижными изданиями по архитектуре и дизайну, выпустив множество научных трудов, проектировал мебель.

 

 Ее образцы покажет в Москве Музей архитектуры, в четверг открывающий выставку "Мебель архитектора". В 2001 году Сколари покинул университетскую аудитории, получив патент пилота.

 Произведения этого мастера хранятся в музеях современного искусства от Нью-Йорка до Тегерана и Токио. Персональные выставки мастера с 1967 года прошли в Милане, Кельне, Нью-Йорке, Лондоне, Париже, многих других городах. Сколари - постоянный и весьма ценимый участник Всемирной биеннале в Венеции.

 

 Сейчас Сколари пректирует мебель в знаменитой своими столетними традициями итальянской фирме «Джиоржетте» (Giorgetti)

 После прихода на "Giorgetti" группы талантливых архитекторов и дизайнеров, компания пережила невиданный ранее небывалый взлет, благодаря производству уникальных, неповторимых моделей, внесших совершенно новые идеи в традицию изготовления мебели и развитие новых концепций дизайна. Это итальянец Массимо Сколари - профессор дизайна, ректор архитектурного университета, Ки Винг Ло - Магистр Архитектуры, родившийся в Гонконге и люксембуржец Лион Криер - профессор архитектуры, личный советник принца Уэльского.

 

 Будучи профессиональными архитекторами и прекрасными дизайнерами, но не имея ни малейшего представления о промышленном производстве мебели, эти господа превзошли "всех и вся", создав модели, поломавшие все традиции и каноны, вопреки известной логике проектирования мебели. Исповедуя принцип, заключающийся в том, что процесс проектирования большого здания отличается от проектирования простого стула своими параметрами, а не своими принципами, они создали мебель, которую больше не делает никто. И даже многие мелкие фирмы, бесцеремонно копирующие формы разработок известных дизайнеров, пришли в замешательство: такое скопировать невозможно, каждая модель - произведение искусства, которая, тем не менее, изготовлена на базе серийного производства с высочайшей техникой изготовления. Эти тщательно спроектированные предметы мебели являют собой верх практичности и комфорта. В некоторые из них для большего удобства встроены сложнейшие механизмы.

 

 Такая мебель - уже не мертвые предметы, а, как говорит о них Массимо Сколари, - "живые существа, с которыми живешь, общаешься, которые формируют и скрытыми путями воздействуют на тебя". Оживая, они становятся объектами, через которые можно постичь "диалектику малого и грандиозного, воображаемого и реального, точного и неопределенного", а наши мысли, обращенные к этим предметам, возвращаются к нам наполненные поэзией.

 

 Культурный стиль, который образовался в результате сочетания традиционного ремесла краснодеревщиков и импульсов, приданных ему сначала Массимо Сколари, а позже Леоном Крие, принято считать неоклассическим.

 

 Знаменитые архитекторы часто привносят в дизайн свое характерное собственное понимание формы, свой особый образ мебели и с большой долей фантазии, выражают свое понимание среды через мебель.

 Неординарный Массимо Сколари придал изделиям "Giorgetti" неоклассическую направленность с ориентацией на высокое искусство. Вид его полуфантастической мебели отличался особой изящностью и точностью, от этого ее ценность становилась еще выше. Сам Сколари явился источником образной новизны мебели, приблизив ее к собственным художественным изысканиям. А мир венецианского профессора богат и уникален. Он известен как преподаватель рисунка Университета архитектуры, автор теоретических и историко-критических текстов, публикуемых в издательстве Франко Анжели, директор известных архитектурных и художественных изданий, художник и театральный декоратор.

 

 Изящная форма в сочетании с механикой, дающей неожиданную свободу движений, составляет одну из характерных черт творчества мастера. В его моделях можно увидеть своего рода знак-скульптуру, уже выходящую за рамки просто мебели.

 

 Такими качествами обладают,например, основательный раздвижной стол "Ur" (1988), становящийся больше в два раза, комод-сервант-торшер "Тalо" (1989) и пара современных, снабженных торшером-лодочкой восточных диванов "Aladino" (1992), которые образуют магнетический уголок для беседы и отдыха. В этом ряду также находится находка 90-х годов - воистину гаудианских форм деревянное кресло на колесиках "Spring" (1992).

 

 Уже в нынешнем десятилетии появились две замечательные пары - стулья "Eubea" (1992 )и стол "Zeno" (1994)с разнонаправленными ножками-лыжами для очень представительного или очень модного офиса или кабинета.

 

 И, наконец, нельзя не упомянуть шедевр Сколари, ставший символом нового курса фирмы, новой пластики, стул "Olimpia" (1992). Его прообраз - авангардная утопическая модель гигантского планера, занимавшего помыслы Сколари в начале 90-х годов.

 Леон Крие, бескомпромиссный швейцарский неоклассицист, был приглашен Сколари поработать для фирмы. Хотя в его произведениях знакомые мебельные элементы деформированы до неузнаваемости, все же они остаются бесконечно близкими нам. Новое течение использует элементы классического стиля с величайшей любовью и благоговением, всегда стараясь приспособить традицию к современности. В своих работах архитектор реализует мечту об античности, спроектированной и построенной в наше время.

 

  Елена Киселева

 "ПРАВДА.Ру"

'Форма'

  'Интерьер'

  РИА 'Новости'

Обсудить