"Мы поднимаем Россию с колен". Репортаж из казачьего кадетского корпуса

Ладные рослые парни в камуфляжном облачении (это — повседневная, а есть еще и парадная форма) открывают ворота, на которых висит строгая трафаретка: “Кубанский казачий имени атамана Бабыча кадетский корпус”, и мы оказываемся в зеленом ухоженном дворике...

Дежурный — симпатичный юноша со спортивной выправкой возвращается с заместителем начальника корпуса полковником запаса С.П. Быковым. На ходу отдавая по-военному четкие распоряжения, Павел Степанович проводит нас по неплохо оборудованным классным комнатам, спальням, медпункту, столовой, знакомит с завучем Татьяной Петровной Машиной и начальником корпуса полковником запаса Александром Викторовичем Беляевым, которые вводят в круг дел и забот этого учебного заведения.Популярность корпуса — огромна. Но в него зачисляют по конкурсу только детей, имеющих казачьи корни, исповедующих православие.

Немало среди его воспитанников ребят из многодетных, неполных и неблагополучных семей, есть и сироты, чего, конечно, в дореволюционных кадетских училищах почти не бывало.

Причем здесь учатся не только юные кубанцы, но парни из разных, в том числе и дальних мест. И для всех них корпус стал родным домом, где они проводят по пять суток в неделю, иногородние — больше.Зайдя в одну, другую, третью классные комнаты, я не увидел занятий в привычном общепринятом смысле.

Кадеты, собравшись небольшими группами, окружали одного из ребят, который что-то им рассказывал. Затем услышанное повторяли, дополняя друг друга, остальные. И так — во всех классах.Это и есть известный в крае метод коллективного обучения с использованием опорных конспектов, предложенный здешними педагогами-новаторами Жанной Федоровной и Петром Кирилловичем Кулик.

Что это дает? Ребята быстро и хорошо усваивают новый материал. В школах со стандартной программой учителя за урок при всем их старании успевают опросить не больше пяти учеников. А вот в кадетском корпусе уровень знаний у воспитанников проверяется ежедневно, да еще при этом происходит закрепление новой темы! И, что еще важно, ребята учатся охотно, с интересом и даже с азартом.

Каждую среду — строевая подготовка. Кроме того, в отличие от обычных школьников кадеты три раза в неделю тренируют мышцы на уроках физкультуры. Для этого используют собственный спортивный городок, а также специально оборудованные залы расположенной рядом ДЮШС и плавательный бассейн соседней школы.

Обязательный предмет в кадетском корпусе — военное дело. Ребята изучают

  • воинские уставы и наставления, тактику,
  • материальную часть оружия,
  • военно-инженерное дело,
  • спецсвязь,
  • топографию.

Летом, во время сборов, проводимых на базе погранзаставы в Геленджике, участвуют в стрельбищах.

“Мы живем в ногу со временем, - рассказывает один из выпускников кадетского корпуса Иван Каширин, — у каждого свои увлечения. Многие всерьез занимаются музыкой. Я имею в виду не звуки, конструируемые компьютером, то есть популярный сейчас стиль рейв. Я говорю о живой инструментальной музыке. У нас есть духовой оркестр, вокально-инструментальный ансамбль и хор. А кадета Смирнова даже пригласили в Новороссийское музыкальное училище. Не первый год действует кружок юных литераторов, где ребята под руководством опытного педагога-наставника Натальи Григорьевны Левченко углубленно изучают русскую словесность. Среди кадетов есть и такие, кто сам пишет. Их статьи и стихи неоднократно печатали краевые издания”.

В общем, кадеты растут разносторонне развитыми личностями. Это сейчас на фоне катастрофически разрушающейся культуры и падения интереса детей к учебе — большая редкость. Ну а что же ждет кадетов с их универсальной “подкованностью”, а главное — воспитанных в духе лучших отечественных традиций? Я говорил на эту тему с добрым десятком воспитанников корпуса.

Отрадно, что казачата в общем-то чужды инфантильным мечтаниям и безразличию к судьбе России и собственной доле. Для них главное (и за это — низкий поклон педагогам и воспитателям!) — служить Отечеству. В качестве кого — тоже в общих чертах ясно. Например, из 59 нынешних выпускников-одиннадцатиклассников 11 решили поступать в краснодарский юридический институт МВД.

Каширин мечтает стать военным журналистом. Но кем бы они ни стали, для них всегда будут на первом плане интересы Родины. “Все вместе мы поднимем Россию с колен”, — написал один из кадетов в своем выпускном сочинении. И с ним согласны его товарищи.

Юлий СЕМЕНЕНКО.Корр. “Правды”.Краснодар.

Автор Юлий Семененко
Юлий Семененко — внештатный корреспондент Правды.Ру