Автор Правда.Ру

ИГРАЙ, ДУША МОЯ, БАЛАЛАЙКА!

— Во дает, во наяривает!..
— В оркестре, наверно, учился...
(Из разговора в Московском метро-переходе)
Вернемся, однако, дорогой читатель, снова в норвежский город Сеуду. О нем мне уже довелось писать в “Правде” в связи с проходившим там 17 мая сего года фестивалем “День благоденствия”, фактически вылившимся в фестиваль норвежско-российской дружбы. 17 мая вот уже много-много времени вся Норвегия отмечает свой День независимости. 17 мая — заметная дата и для малюсенького музыкального коллектива, о котором ниже пойдет рассказ, — для квартета “Московская балалайка”. В этот день 20 лет назад он дал свой первый концерт.
В День благоденствия в главном концертном зале Сеуды, или проще, если по-нашему, городском Доме культуры, зал дважды вставал с мест. Первый раз — при исполнении детским духовым оркестром норвежского гимна. Второй — по завершении концерта квартета “Московская балалайка”, артисты которого помимо других россиян были приглашены на праздник. Зал аплодировал ем стоя, аплодисменты перешли в овацию. И Александр Горбачев (балалайка), Владимир Ионченков (домра-альт), Игорь Коновалов (баян), Юрий Биржев (балалайка-контрабас) снова брали в руки свои музыкальные инструменты. Из-за кулис опять и опять выходили певцы-солисты Галина Панкова и Андрей Фетисов.
Русская народная мелодия покорила — иного слова и не нахожу — жителей маленького норвежского города, затерявшегося в самом конце бесконечно длинного фиорда. Я сам был до предела взволнован и думал: это надо же, преодолел из нашей белокаменной немалый путь, чтобы добраться до этого “медвежьего угла” и насладиться здесь игрой столь славного квартета. В Москве чего только не услышишь, а балалайку — разве только в подземном переходе.
Что ж спустя более месяца, спросит читатель, пишешь обо всем этом? Не поздно, отвечу: сегодня руководителю квартета “Московская балалайка” Владимиру Ионченкову исполняется 50 лет. Самое время рассказать о нем и его друзьях. Впрочем, предоставлю слово юбиляру.
— Домру, ее называют также старшей сестрой балалайки, я взял в руки случайно — еще в пионерском лагере, — рассказывает Владимир Николаевич. — Шел поступать в драматический кружок, а попал в оркестр русских народных инструментов. После лагеря сразу же отправился во Дворец пионеров на Ленинских горах и попал в знаменитый ансамбль Владимира Сергеевича Локтева. Затем поступил в Московский институт культуры и параллельно пять лет работал в этом ансамбле педагогом...
В армии Володя Ионченков “служил” в ансамбле песни и пляски Московского военного округа под “командованием” художественного руководителя народного артиста России, профессора Александра Федоровича Тупицина. После армии перешел в Государственный русский народный оркестр имени Н.П.Осипова. Как видим, послужной список у нашего музыканта-юбиляра требует снять шляпу. Снимаем ее.
“Правда” не часто публикует так называемые “юбилейные очерки”. Сегодня делаем это помимо всего еще и потому, что квартет “Московская балалайка” и ее руководитель являются давним другом нашей газеты.
— Собственно, — говорит Владимир Ионченков, — “Правда” дала нам путевку в большой зарубежный мир...
Впервые Ионченков попал на гастроли за границу еще служа в армии. Ансамбль песни и пляски МВО был приглашен в Ирак — страну совершенно иной музыкальной культуры. А между тем концерты нашего военного ансамбля проходили там, говоря по-русски, “на ура”. Багдад, Вавилон... Арабская экзотика... На молоденького солдата с домрой — не автоматом! — в руках все это произвело жутко глубокое впечатление.
— Я понял тогда, — усмехнулся Владимир Николаевич, — что домра, балалайка действуют надежнее любого оружия, и если нужно покорять кого-то, то лучше всего это делать русской песней...
Однако проходили годы, Ионченков (уже в составе квартета солистов оркестра имени Осипова, как раньше называлась “Московская балалайка”) объездил необъятную нашу страну вдоль и поперек, а вот на гастроли за рубеж ему больше попасть не удавалось: не дорос, мол. Как вдруг лет пятнадцать назад в Госконцерте говорят, что в Колумбии газета “Голос пролетария” проводит свой ежегодный праздник, участвовать в котором намеревается “Правда”. А “Правда” помимо прочего должна иметь свою культурную программу. Не поедет ли Ионченков с делегацией “Правды” в Колумбию?
— Мы поехали, — рассказывает Владимир Николаевич, — и, видимо, неплохо поработали, в Колумбии, поскольку нас пригласили в Колумбию и на следующий год.
С тех пор квартет “Московская балалайка” вдоль и поперек объездил и весь “земной шарик” — Европу, Африку, Азию, в США почти во всех штатах “отыграли”... И что примечательно. Часто после первых гастролей квартет снова приглашали в ту либо другую страну. В Шотландии он побывал семь раз — на днях рождения Роберта Бёрнса, которые отмечают тут ежегодно. Русскую балалайку слышали стены старого домика, где родился великий поэт...
— Кстати, об этом в Шотландии много писали в газетах, а у нас, в России, ни строчки, — снова усмехнулся Ионченков, добавив: И не только об этом...
Как-то в Москву прилетел из Франции молодой энергичный провансалец Жак Брюни — директор ассоциации “Баллада”, организатор фестивалей народной музыки. В нашей столице он прослушал около сотни самых разных творческих коллективов и остановился на квартете Ионченкова, пригласив его на гастроли к себе на родину. Поехали туда наши музыканты, “отыграли” весь юг страны. Приглашают туда же снова, вторично. Не наскучить бы. Слушатели ведь те же и русские мелодии не перекроишь. Может, разбавить их мелодиями французскими?
Жак Берни, услышав это, аж подпрыгнул на месте:
— Вот что я вам скажу, месье: вы попали в самую точку! У меня есть предложение: я вам дам старинные французские рождественские мелодии, а вы их обработаете под свой квартет и приедете к нам в Прованс на рождественские праздники. Это всех в Провансе потрясет!
— Потрясло прежде всего нас, — продолжал рассказ Ионченков. — В Москве по факсу мы получили от Жака обещанные мелодии и сильно были обескуражены: на каждую из них приходилась лишь одна нотная строка. Ни гармонии, ни даже намека на то, как сами французы исполняли или исполняют эту свою старинную музыку. Однако, скажу я вам, Саша Горбачев у нас не только виртуоз-балалаечник, он один из лучших в России виртуозов-балалаечников, музыкант от Бога! А Юрий Биржев! Не просто контрабас-балалаечник. Он закончил Воронежский институт искусств, ассисентуру Ленинградской консерватории, был ассистентом оркестра Осипова, был концертмейстером группы альтных домр. А жизнь отдавший баяну Игорь Коновалов! Иначе говоря, команда у нас по всем показателям хорошо подготовленная, и мы принялись за дело...
Они очень старались и, как могли, обработали-таки старинные французские мелодии, дали им гармонию и, записав их на бытовом магнитофоне, отправили пленку экспресс-почтой Жаку в Авиньон. И он тут же прилетел в Москву, заказал студию, где квартет записался уже на профессиональную пленку. С ней Жак улетел во Францию, нашел там подходящую певицу, чтеца...
У этой фантастической, по-своему приключенческой истории много необыкновенных страниц, но раскроем последнюю. Квартет “Московская балалайка” был приглашен во Францию с программой “Рождество в Провансе”. Русский народный квартет, два месяца путешествуя от собора к собору, выступал здесь перед южанами Франции с их старинной народной музыкой. И в очередной раз покорил слушателей. Аплодировали они. Аплодировала пресса.
— Почему же в Москве о вас молчат? — возвращаюсь к вопросу, затронутому моим собеседником.
— А бес их знает, — отвечает Владимир Ионченков. — Представляете, мы три года подряд проводим, а иные собираемся в четвертый раз проводить, фестивали “Музыкальная осень в Тушино”. В этих фестивалях участвовало более пятидесяти солистов Большого театра и других всему миру известных певцов. Назову лишь некоторых: Артур Эйзен, Александр Ведерников, Владислав Пьявко, Валерий Барыкин, Нинель Ткаченко, Ирина Журина, Александр Ломоносов, Ренат Ибрагимов, Анатолий Соловьяненко, Леонид Сметанников... И что же? Только одна газета откликнулась маленькой заметкой.
— На телевидении почему не выступаете?
— На телевидении, как в прошлую субботу — помните? — писала “Правда”, с артистов требуют за выступление денег. А это для нас не столь разорительно, сколь унизительно. Впрочем, мы не очень досадуем. Наш квартет и без телевидения везде знают, и наши залы всегда полны. Куда бы ни ехали, нас ждут...
А бывает Владимир Ионченков с друзьями поистине в самых разных сторонах родной страны и, повторюсь, всего света. Вот передо мной одна из последних афиш. Квартету “Московская балалайка” предстоит турне по городам Уфа, Челябинск, Екатеринбург, Пермь, Самара, Пенза. Затем — по Австралии...
А я снова возвращаюсь памятью к норвежскому городку Сеуда, где жители его — слушатели квартета — дружно встали со своих мест и аплодировали, аплодировали. А ведь слышали русскую балалайку впервые.

Станислав ПАСТУХОВ
Сеуда—Москва.

3.07.98

Не забывайте присоединяться к Pravda.Ru во ВКонтакте, Telegram, Одноклассниках, Google+, Facebook, Twitter. Установи "Правду.Ру" на главную страницу "Яндекса". Мы рады новым друзьям!

Комментарии
Будапешт жестко потребовал автономии для венгров на Украине
Сестры из США, предсказавшие 11 сентября, дали прогноз на 2018 год
Коммунисты пообещали Путину страшную судьбу Каддафи
Как воевать с "Черными дроздами"
Будапешт жестко потребовал автономии для венгров на Украине
В Испании не видят повода для проблем с Москвой после нападок на Россию
Будапешт жестко потребовал автономии для венгров на Украине
В Испании не видят повода для проблем с Москвой после нападок на Россию
ООН приняла резолюцию против Крыма. Что теперь будет?
ООН приняла резолюцию против Крыма. Что теперь будет?
ООН приняла резолюцию против Крыма. Что теперь будет?
Сестры из США, предсказавшие 11 сентября, дали прогноз на 2018 год
Разведка США начала расследование по Путину
ООН приняла резолюцию против Крыма. Что теперь будет?
Кредиту рад. Полезные советы
Минобороны РФ уволит со службы толстых военных
Коммунисты пообещали Путину страшную судьбу Каддафи
ООН приняла резолюцию против Крыма. Что теперь будет?
ООН приняла резолюцию против Крыма. Что теперь будет?
Новый пресс-секретарь Шойгу "взорвала" соцсети
ООН приняла резолюцию против Крыма. Что теперь будет?