Леонид Собинов: Его любили, и он любил

“В чем тайна собиновского обаяния?” — спрашиваю у его дочери Светланы Леонидовны. Ее нисколько не удивляет моя бестактность: “Его любили, и он любил”.

Дочь Собинова от последнего брака с теплотой упоминает “тетю Машу” — первую супругу отца. Мария Федоровна Коржавина (1873 — 1947) была подругой его родственницы, все вместе они учились в Москве, в Филармоническом училище. Милая девушка была настолько скромна, что никакие мольбы не заставили бы ее петь на публике. Молодые люди полюбили друг друга.

Маша отправилась в Тулу за родительским благословением, Леонид в Ярославль не поехал. Отец был против свадьбы — сыну следовало сперва окончить университет (кроме училища, он занимался на юридическом факультете).

Жених решился на “самоопределение”: в личном деле Собинова подшито разрешение Министерства народного образования на брак. В октябре 1893 г. они обвенчались, но жили по-студенчески: обед — полторы порции на двоих и побольше хлеба, театры и концерты — по контрамаркам. Семейный бюджет складывался из стипендии мужа и его “вечного урока” у детей знакомого купца.

Семейство Собиновых прибавлялось. Их первенец умер, в 1895 г. родился Борис, в 1897 г. — Юрий. Но совместная жизнь не складывалась, в 1898 г. они разошлись, не оформляя развода. Отец тяжело переживал разлуку с малышами, порой о детских болезнях узнавал из телеграмм матери.К этому периоду Леонид поступил в Большой театр, вел первые партии. Жил в гостинице на холостяцкую ногу, все рабочее время отдавая мастерству, а редкие часы досуга — товарищам. О богемной обстановке нового кумира ходило много толков среди московской публики.

В 1901 г. Л. В. Собинов стал близким другом Садовских — династии известных драматических артистов Малого театра. М. М. Садовский в мемуарах сообщал, как Пров Михайлович привез Собинова на дачу в Старую Башиловку. Под шум весеннего дождя на веранде долго пили чай. 29-летний гость произвел на семью хорошее впечатление, особенно на свою ровесницу — Елизавету Михайловну.

Обоюдная симпатия переросла в дружбу, а затем в глубокую любовь.Во время поездки в Киев Леонид постоянно думал о возлюбленной, что неожиданно вылилось в сценическую находку:

“А знаешь ли ты, дружок, что я тебя обокрал. В моем теперешнем исполнении Ленского есть-таки кой-что из твоих интонаций в “Снегурочке”, — заявлял он 29 апреля 1901 г. Садовской;

в ее галерее женских ролей Снегурочка была самой нежной.Они решили проводить вместе как можно больше времени.

И однажды Собинов с Лизой решили устроить себе что-то вроде медового месяца. Для этой цели они выбрали Кисловодск. Итак, Лиза, выехавшая из Москвы (якобы с братом Провом Михайловичем), и Леонид встретились в Кисловодске. Теперь никто не мог помешать им. Влюбленные отдыхали, работали вместе. Леонид пел в концертном отделении ее бенефиса. “Наиболее осведомленные “обо всем” рассказывали, что Елизавета Михайловна — жена моего младшего брата, который только что женился”, — передавал шутливо слухи Собинов своему кузену.

Два медовых месяца позади. Леонид отправился к началу театрального сезона в Милан, Лиза — домой, где ее ждал “нагоняй”. Однако семья смирилась, и Лизанька Садовская становится гражданской женой Собинова.

Казалось бы, любовный роман подходит к логическому концу: герой должен вести героиню под венец, чтобы прожить долго и счастливо, умерев в один день. Так бывает в книгах. Но у Л. В. Собинова появилось новое увлечение — Вера Алексеевна Каралли.Этот роман был предрешен судьбой. В 1908 году ей уже 18 лет, третий год она в балетной труппе Большого. Как-то ей вздумалось привезти на спектакль бабушку — именно тогда, когда пел Собинов.

Естественно, контрамарок не нашлось, нигде ни души: все слушают Собинова и Нежданову в опере “Лакме”. Пришлось отправить старушку домой, а самой идти за кулисы по срочным делам. Там в ожидании своего выхода прохаживался незнакомый артист, в упор разглядывая ее. Смущенная пристальным взглядом, Вера спросила про него. Его имя ей ничего не говорило. Она направилась к выходу, ее догнал помощник режиссера с предложением Собинова вернуться. Вера не согласилась, и посланец Собинова чуть не насильно потащил ее за кулисы. В тот момент Леонид Витальевич улыбнулся, появился на сцене и запел... Это действительно была судьба!

Но в 1914 году они расстались! Как драматическая актриса она снималась в кино, стала звездой немого кинематографа, до 1918 года танцевала в Москве, потом эмигрировала в США, написав воспоминания о своем давнем возлюбленном...Так сложилась судьба величайшего певца XX века Леонида Витальевича Собинова, его возлюбленных, жен и сыновей.

Светлана КОРНЕЕВА.

Автор Светлана Корнеева
Светлана Корнеева — журналист, внештатный корреспондент Правды.Ру
Куратор Сергей Каргашин
Сергей Каргашин — журналист, поэт, ведущий видеоэфиров Правды.Ру *
Обсудить