Джордж Гершвин: Я считаю джаз народной музыкой

В этом году 26 сентября во всем мире отмечается столетие со дня рождения выдающегося композитора — Джорджа Гершвина.

Он прожил короткую, но очень насыщенную жизнь. За те тридцать семь лет, что были ему отпущены, он создал множество шедевров, сделав для американской музыки больше, чем кто-либо другой за всю ее историю.

Гершвин был одним из первых, кто стал относиться к песне, считавшейся в то время в Америке чисто развлекательным жанром, как к произведению искусства. Ирвинг Берлин назвал его единственным автором песен в США, который действительно стал композитором. А сам Гершвин писал:

“Я не считаю сочинение песен чем-то легкомысленным. Я не стыжусь писать песни, если это хорошие песни”.

И он это доказал своим творчеством. Его

  • “Леди, будьте добры!”,
  • “Я ощущаю ритм”,
  • темы из оперы “Порги и Бесс”,

выдержанные в характере народной музыки, до сих пор исполняются с большим успехом музыкантами различных формаций, и по сей день Гершвин остается одним из самых оплачиваемых членов ASCAP, которое защищает авторские права своих членов и выдает лицензии на выступления.

Именно Гершвин убедил весь мир своим творчеством в художественной ценности музыкальных народных традиций Америки и в их плодотворности для классической музыки. И хотя такие попытки предпринимались Стравинским, Дебюсси, Сати и другими, их эксперименты не имели особого влияния на музыку того времени.В 1935 году Гершвин написал свое самое известное произведение: оперу “Порги и Бесс”. Это история трагической любви, обрамленная картинами быта юга Америки. Как писал известный американский музыковед Дэвид Юэн, “чтобы изобразить этих людей во всем многообразии их характеров и поступков, Гершвин широко использовал негритянский фольклор — неотъемлемую часть их жизни. В музыкальных речитативах Гершвин учитывал особенности произношения и интонационный строй речи негров американского юга”.

Гершвин создавал крупные музыкальные произведения, в которых стремился преодолеть границы между академической и джазовой музыкой: “Рапсодия в голубых тонах”, 1924 г.; симфоническая поэма “Американец в Париже”, 1922 г.; Концерт фа мажор для фортепиано с оркестром, 1925.По произведениям Гершвина с успехом ставились балеты и фильмы в Америке и Европе. Он был настолько уважаем, что в 1967 году в английском городе Тулле одну из авеню назвали его именем, чего до него американские композиторы в Европе не удостаивались. Он же — единственный американский композитор, чья биография была написана европейцами.

Сегодня, пожалуй, нет такого уголка на планете, где бы не исполнялись его произведения. Он оказал равное влияние и на классических, и на джазовых музыкантов. “Со временем, — писал он, — джаз вольется в великую музыкальную традицию, как и все остальные формы музыки”. И, как некогда великий композитор обращался к джазу, так сегодня джазовые музыканты исполняют произведения Гершвина-классика.

Александр РАСТОРГУЕВ.

Автор Петр Ермилин
Петр Ермилин — журналист, редактор "Правды.Ру"
Куратор Сергей Каргашин
Сергей Каргашин — журналист, поэт, ведущий видеоэфиров Правды.Ру *