Стево Жигон: Связующие узы благословенны

Стево Жигон— выдающийся драматический актер Югославии последних трех десятилетий. Ведущий театральный режиссер: около пятидесяти постановок в различных городах страны и за ее пределами. В Югославии его называют “русским режиссером” — он первым поставил здесь Чехова, Гоголя, Островского, Достоевского, Горького, Вампилова...

А еще он блестящий публицист. В газете “Политика” периодически появляются серии его статей на животрепещущие темы, неизменно вызывающие общественный резонанс.

В бытность свою собкором “Правды” в Белграде мне посчастливилось подружиться с ним, и не раз наши беседы я выносил на суд читателей. Полистав свою записную книжку, нашел в ней кое-что из предыдущих встреч и бесед. Свои вопросы убрал, чтобы получился монолог Стево Жигона. Вот он.

Когда говорят об общности славян, их единение не просто слова, этакий риторический штамп. Как бы парадоксально это ни звучало, славяне — единственные настоящие наследники древнегреческой культуры, наследники, которые сумели сохранить в себе непреходящие ценности. Это и письменность Кирилла и Мефодия. Это и определенное воинское поведение: “Кто к нам с мечом”, а не мы к ним... Это и понимание того, что Бог не строгий дядя, а любящий человек и т.п. Так что понятие “славянская душа” не выдумка ученых мужей. А если говорить о русских и сербах, то связь их исторически священна. Для большинства из нас и сегодня злободневна поговорка наших предков: “На небе — Господь, на земле — Россия”

...Вы спросили: за что США так невзлюбили сербов? Причин много. Одна, к примеру, такая: сербы единственные, кто сказал “нет” так называемому новому мировому порядку. Все из бывшего восточного блока — чехи, поляки, болгары, румыны, венгры стараются делать все, чтобы войти в “изысканное европейское общество”. Даже в качестве слуг и служанок сербы тоже могли бы это, наверное, сделать, но при непременном условии — будучи такими, какие они есть, — свободной нацией...

Америке сегодня очень важно убить вековой интерес русских к Балканам. И наоборот. Слава Богу, прошли позорные времена господина “Да” — Козырева, который во всеуслышание заявил в одном из своих проамериканских интервью, что “просто диву даешься, откуда у русских взялась вдруг такая любовь к сербам”. Шеф внешней политики считал, видимо, что история началась с него...

Вот почему сегодня я больше всего на свете боюсь непрофессионалов, провинциальных неучей. И особенно в политике! И может быть, наши и ваши теперешние горести, неурядицы — именно от отсутствия профессионализма. Во всех сегодняшних драках, стычках виноваты ни в чем не сведущие политики. Но только не народ.

Сущность духа каждой революции, по-моему, заключается в мечте о справедливости. Не только социальной, но и справедливости как предмета красоты и свободы. И мне кажется, что в этом смысле принципы социализма задают постоянную работу мысли, дают ощущение недовольства достигнутым. Никогда не соглашусь с тем, что социализм исчез, будто его никогда и не существовало. Сегодня, в период оплевывания социалистической революции, социалистических идей, в период перевертышей и “переодетых коммунистов”, я ощущаю потребность перечитать, к примеру, “Апрельские тезисы”. Нет, не коммунист. Я вернул свой членский билет еще при Тито, в 1965 году. Тогда это было небезопасно. Я вышел из КПЮ в знак протеста против фараонской политики, сотворившей из нашей партии аппарат абсолютной личной власти. Такая же фараонская политика была и у нас. Но с той титовской и сталинской системами покончено. И запугивание их возвратом — нечто вроде провокации всевозможных “новых”, дорвавшихся до кормушки. Многие работы классиков надо именно сейчас читать и изучать: никто по-настоящему раньше в них не заглядывал — мы читали одни цитаты, и то не из первоисточника, а взятые из брошюр, причем как раз тех авторов, которые теперь идут в “авангарде перестройки”.

В сербском языке, как и в русском, есть слово, которое лучше слова “демократия”. Это слово — “свобода”. А где она сейчас? Ведь даже, когда процесс пошел, Горбачев назвал демократию не демократией, а перестройкой. И что мы видим теперь и у вас и у нас? Войны, разорение. Наше общество охватила истерия.Истерия национализма. Причем самого примитивного, доходящего кое-где до фашистского уровня.Истерия свободного рынка. Его “певцы” забывают, что капитализм давно не тот. Где-то он стал плановым. Где-то внедрился в государство.Истерия антикоммунизма. Мода на антикоммунизм, к слову, сегодня нужна не только для замазывания черной краской белых и светлых страниц истории, а для оправдания некомпетентности, необразованности новоявленных вождей, лидеров, парламентариев с удивительно пустыми речами и удивительно лужеными глотками.И, наконец, истерия борьбы за власть. После диктата однопартийной системы оказавшаяся наверху оппозиция пытается утолить политическую жажду тем же старым способом: испить до дна чашу власти. Но в конце концов выяснится, что историю все-таки делают не они. У провинциальных князьков, окопавшихся в своих национальных квартирках, никогда не было и не будет будущего.

Может быть, это прозвучит как ересь, но скажу еще вот о чем. После распада СССР всем нам стало ясно — Советский Союз был великой державой. Он был попыткой, которая не удалась, но попыткой, которая доказала — в будущем по этому пути можно дойти до общего справедливого мира.Да, сегодня и у вас и у нас — нелегкие времена. Говорю о вашей стране, потому что на меня навсегда оказали влияние русская история, русская культура, русский гуманизм, наконец, русские просторы. Сегодня две наших страны раздирают тщательно спланированные заокеанскими мудрецами противоречия — экономические, политические, религиозные, националистические. Но все это временно. В конце концов мы живем в эпоху объединения. Связующие узы благословенны. И я не верю, что центробежные сепаратистские силы — как у вас, так и у нас — сумеют открыть ящик Пандоры.

Евгений ФАДЕЕВ.

Автор Евгений Фадеев
Евгений Фадеев — журналист, корреспондент газеты "Правда", внештатный корреспондент Правды.Ру
Куратор Сергей Каргашин
Сергей Каргашин — журналист, поэт, ведущий видеоэфиров Правды.Ру *
Обсудить