Марина Романова: Товарные знаки в опасности. Российский потребительский рынок более чем на треть состоит из подделок

Сегодня подделывается 40% производимой одежды и обуви, 50% парфюмерии, косметики и синтетических моющих средств, 35% продуктов питания, 45% табачных изделий, до 60% алкогольной продукции. По разным оценкам, убытки российских и зарубежных производителей от действий "пиратов" составляют от $1 до 1,5 млрд. ежегодно.

Проблема подделки популярных брэндов уже перешагнула рамки корпоративной и стала федеральной. Товарные знаки обрели свою цену, став таким же активом предприятия, как линии по фасовке продукции или производственные корпуса.

О прецедентах, связанных с использованием чужих торговых марок, рассказывает патентный поверенный РФ, директор офиса фирмы "Городисский и партнеры" в Санкт-Петербурге Виктор СТАНКОВСКИЙ:

- Каждое предприятие вступает в деловые отношения под определенным именем. От своего имени оно заключает и исполняет хозяйственные договоры, рекламирует свои товары и услуги, совершает финансовые операции, предъявляет иски в суде и несет ответственность перед своими кредиторами. Часто наименование предприятия становится его товарным знаком - тем узнаваемым элементом, с помощью которого потребитель отличает товары и услуги данного производителя от похожих товаров и услуг других фирм.

При социализме различные фабрики нашей страны выпускали конфеты, напитки, лекарства и прочие товары с одинаковыми названиями, не задумываясь об их регистрации в качестве фирменных. Тогда, в принципе, в этом не было необходимости, так как не существовало конкурентной борьбы. А ведь фирменное наименование имеет определенную деловую репутацию, которая играет важную роль именно в конкурентной борьбе между различными производителями. Сегодня эта борьба актуальна и для России.

Сладкоежки наверняка заметили, что многие знакомые с детства шоколадные конфеты вдруг поменяли названия или фантики. Это объясняется тем, что некоторые кондитерские фабрики оказались более предприимчивыми, зарегистрировав первыми завоевавшие популярность названия и запретив их использование другими производителями. Так, вдобавок к "Кара-Куму", появился "Кызыл-Кум", а у шоколада "Аленка" обнаружился "Кузя, друг Аленки". Фабрика "Красный Октябрь" зарегистрировала название конфеты "Красная шапочка", и теперь петербургская фабрика им. Крупской вынуждена выпускать эту же конфету под псевдонимом "Маленькая страна".

Ресторан "Тройка", получив право на это название, выставил кондитерам крупный иск за использование этого слова в названии шоколада. Зато фабрике им. Крупской удалось получить более 20 тыс. долл с американской фирмы-производителя мятных конфет "Рондо", поскольку фабрика выпускала конфеты с аналогичным названием.

В начале 90-х годов в нашей стране появилось огромное количество фирм-двойников. Произошло это потому, что Регистрационная палата ежемесячно регистрировала порядка 6-7 тыс. новых предприятий, часто не заботясь о недопустимости идентичных или сходных названий. Только в Санкт-Петербурге зарегистрировано 730 предприятий, в названии которых входит слово "Норд"!

До определенного времени схожесть названий не смущала владельцев фирм-двойников, пока их интересы не пересеклись в борьбе за клиента. В некоторых случаях дело даже дошло до судебных тяжб: АООТ "Концерн "Белый ветер" против ТОО "Концерн "Белый ветер", "Инкомбанк" против фирмы "Инком", банк "Платинум" против банка "Платина".

Примеров использования чужого фирменного наименования в целях недобросовестной конкуренции очень много.

В таких условиях нужно помнить, что, создавая фирму или выпуская новый вид продукции, очень важно заранее побеспокоиться о регистрации фирменного наименования как товарного знака. Процедура регистрации занимает от полутора до двух лет. Начать рекламную кампанию можно сразу после получения из Роспатента уведомления о принятии заявки к расмотрению. Кстати, в России появилось немало предприимчивых фирм и частных лиц, которые специально через Патентное ведомство регистрируют различные привлекательные слова, а потом продают их в качестве фирменных наименований.

Распространена и "пиратская" регистрация. Так, американская компания Lexmark Int. вышла на российский рынок в 1994 году и не побеспокоилась о регистрации товарного знака. Вместо нее это сделало одно петербургское малое предприятие. Впоследствии это предприятие продало знак другой фирме, а та, в свою очередь, обратилась в арбитражный суд с иском к дилеру Lexmark Int. в Санкт-Петербурге и потребовала запретить использование товарного знака Lexmark. В то время в России продукцию с данной маркой распространяли 220 дилеров, и у них возникли серьезные проблемы с ввозом продукции в нашу страну. Другой пример: из 50 товарных знаков японской фирмы Nintendo зарегистрированными на чужое имя оказались 40!

Справедливости ради надо сказать, что аналогичным промыслом не гнушаются и западные фирмы. Например, широкую известность получил скандал с регистрацией одной итальянской фирмой товарного знака для часов "Командирские". Иными словами, данный способ делать деньги не является ни новым, ни чисто русским.

Сегодня в России уже сложился эффективный механизм защиты прав на товарные знаки - от экспертизы в Патентном ведомстве до рассмотрения дел о нарушении прав в арбитражном суде.

А осенью Госдума планирует рассмотреть законопроект, вносящий поправки в закон о товарных знаках. Планируется внести главу об общеизвестных товарных знаках, конкретизировать положение закона об оспаривании регистрации товарных знаков, ужесточить ответственность за использование чужих товарных знаков.

Марина Романова

ПРАВДА.Ру

Санкт-Петербург

Обсудить