Табу на кровь, табу на грязь, табу... на деньги

При всех заявлениях о демократичности современного общества (ха!) и принципиальном равенстве в нем людей разных профессий (""ха-ха" два раза), все мы знаем, как оно есть на самом деле. И в жизни частенько воротим нос от мусорщиков, или презрительно говорим о работниках морга.

 

 Каждая эпоха диктовала свои условия - возвышала одни профессии, делала презренными другие. Например, в году этак тысячном (нашей эры) в Европе наметился тот самый перелом, который теперь позволяет нам многие занятия считать полезными и благородными. Более того, тогда изменился сам принцип оценивания профессий!

 

 Поясним. Долгое время общество средневековое делилось на три категории: церковники, воины и работающие люди. Ясно, что именно элита, церковники, воины и богатые люди из "рабочего класса" задавали тон в таком мире. Попросту говоря, решали, какое занятие считать греховным, какое — нет.

 

 Конечно, не стоит забывать и о религии. Все-таки средневековое общество было значительно более религиозным, чем нынешнее; каждый поступок оценивался именно с позиций христианства (или, точнее, — представлений того времени о христианстве). Поэтому наиболее греховными считались те занятия, которые были настрого запрещены для клириков. Подобный запрет негласно дискредитировал такую профессию и тех мирян, которые ею занимались.

 

 Итак, кому же доставалось больше всего? Какой род занятий считался безоговорочно греховным?

 

 (Маленькое уточнение. В средневековом праве различали профессии запрещенные и занятия "всего лишь" бесчестные, презренные и подлые. Между ними имелись юридические и практические отличия, но мы в данном случае говорим об обыденном отношении к ним людей, и здесь особой разницы как раз нет).

 

 Так вот, выходило, что почти все профессии так или иначе подпадали под статус греховных! Например, французский ученый-медиевист Жак Ле Гофф предлагает такой (далеко не полный) список наиболее часто упоминаемых презренных занятий: трактирщики, мясники, жонглеры, комедианты, маги, алхимики, врачи, хирурги, солдаты, сутенеры, проститутки, нотариусы, купцы, сукновалы, ткачи, шорники, красильщики, кондитеры, сапожники, садовники, художники, рыбаки, цирюльники, сельские стражники, таможенники, менялы, портные, парфюмеры, торговцы требухой, мельники... и так далее.

 

 Если разбираться, кого и за что презирали, выйдет прелюбопытнейшая картина.

 

 Многие запреты на ту или иную профессию родом едва ли не из времен первобытнообщинного строя и происходят от древних табу.

 

 Например, табу на кровь повлияло на отношение к мясникам, палачам, коснулось хирургов, цирюльников и аптекарей, которые практиковали кровопускание. Ну и, конечно, солдат.

 

 Табу на грязь коснулось судеб сукновалов, красильщиков, поваров. Презирали текстильных рабочих (их за синие полукружья под ногтями так и называли — "синие ногти"; это была одна из групп, которая чаще других начинала бунты в ХIV ст.). Презирали поваров и прачек, а также... мойщиков посуды!

 

 Еще один пережиток прошлого — табу на деньги, оставшийся от времен натурального хозяйства. В результате деньги иногда предавали анафеме — и враждебно относились к купцам (особенно ростовщикам и менялам), да и вообще ко всем, кто имел дело с деньгами, получал платежи, был наемником, к адвокатам, выступавшим в суде вместо причастных к делу лиц, и к проституткам.

 

 Запреты более позднего происхождения ориентировались уже на христианские заповеди. Например, в декреталиях Грациана воины осуждались не за пролитую кровь, а за то, что ослушались заповеди "не убий": "взявшие меч, от меча и погибнут" (Мф. 26:52). Вообще осуждались все профессии, занимаясь которыми, человек так или иначе впадал в смертный грех.

 

 За сластолюбие осуждали трактирщиков, содержателей бань, жонглеров. За жадность, то есть корыстолюбие — купцов, служителей закона (адвокатов, нотариусов, судей), университетских преподавателей. За чревоугодие — поваров. За лень — нищих, способных к труду, но не желающих работать из-за лени.

 

 В общем-то, очень мало профессий отвечали всем требованиям суровой морали. Среди них были ювелиры, кузнецы, кующие мечи, художники и т.п.

 

 Но — самое интересное! — примерно с XI—XII веков ситуация поменялась: во-первых, все большее значение получали города (да и их самих становилось больше), во-вторых, развивались новые профессии, приобретали вес прежние, вообще профессиональные группы тех или иных людей становились многочисленнее и значимее. Они завоевывали уважение, престиж, их представители желали, чтобы с ними считались. В этой ситуации клирики нашли очень удобный выход. Все занятия были разделены на две категории: те, которые бесчестны уже по своей природе, и те, которые осуждаются при определенных обстоятельствах.

 

 Ну а далее профессиям находили оправдания, причем логически обоснованные, часто подкрепленные цитатами из "Библии".

 

 Например, за что раньше осуждались ростовщики? По сути, они получали деньги (проценты), ничего не создавая, а только ссужая ту или иную сумму на какое-то время. Поэтому и считалось, что они получают деньги с… времени, торгуют им! А время, согласно представлениям той эпохи, — материя, которая принадлежит только Богу!

 

 Выход найден был в следующем: весь корпус занятий ростовщика делился на множество операций. К части из них (и количество таких постепенно увеличивалось) относились более или менее терпимо, находя им оправдания.

 

 Тоже с остальными. Купцов можно было осуждать, если они действовали злонамеренно, из корыстолюбия, любви к барышу. Но вот если купец заботится о всеобщем благе, да при этом рискует: ведь он терпит убытки, подвергается опасностям, — тогда всем этим доходы купца вполне оправдываются.

 

 Интересный казус был и относительно "самой древней профессии". В Париже в конце XII века во время строительства собора Парижской богоматери группа проституток захотела преподнести в подарок витраж Святой Девы. Это часто практиковалось: тот или иной цех или гильдия дарили строящимся храмам свои витражи, как бы от корпорации, где часто изображались соответствующие специалисты. (Само собой, на витраже, о котором идет речь, никаких _таких_ изображений не было!) С просьбой разрешить принять подарок проститутки обратились к епископу. Епископ долго размышлял и, в конце концов, отказал.

 

 Но спустя какое-то время выход-оправдание для девиц легкого поведения был найден. Вот что предлагал Фома Кобхэмский, ученый каноник: "Проституток должно числить среди наемных лиц. Они дают для использования свое тело и исполняют работу... Отсюда такой принцип мирского правосудия: она поступает скверно, будучи проституткой, но она не поступает скверно, получая плату за свой труд, пусть даже как проститутка". В общем, если женщина занималась проституцией и, тем не менее, раскаивалась, она могла оставлять себе плату, чтобы потом раздать ее в качестве милостыни. Но если женщина получала от проституции удовольствие, "отдавала тело напрокат ради наслаждения, значит, продается не труд, и доход в этом случае столь же постыден, как и само действие".

 

 Вообще теперь сама профессия, какой бы она ни была, переставала быть греховной. Напротив, каждой из профессий, согласно представлениям эпохи, были свойственны те или иные грехи — так сказать, профессиональные. Именно с ними следовало бороться, их замаливать. А так — "иди себе, работай на здоровье!"

 

  Владимир Пузий, Академия Власти

Ссылки по теме Академия Власти

Обсудить