Три года после уничтожения Boeing над Донбассом: что случилось за это время?

Ровно три года тому назад — 17 июля 2014 года — на востоке Украины потерпел крушение авиалайнер Малазийских авиалиний Boeing 777, выполнявший рейс МН17 из Амстердама в Куала-Лумпур. В момент крушения на борту самолета находились 283 пассажира и 15 членов экипажа, никто из них не выжил.

Авиалайнер упал на территорию, которая находилась под контролем ополчения самопровозглашенной Донецкой народной республики. Президент Украины Петр Порошенко сразу же обвинил в этом происшествии "боевиков и агрессоров на Донбассе". Днем позднее о том, что Boeing над Донбассом был сбит ракетой, выпущенной из районов, контролируемых повстанцами, заявил глава ПА ОБСЕ Илкка Канерва. С точно таким же заявлением выступил и президент Соединенных Штатов Барак Обама.

Спустя еще два дня в Госдепартаменте США заявили о наличии у них доказательств того, что авиалайнер на востоке Украины был сбит именно повстанцами. Прошло три года, однако эти доказательства до сих пор никто не предоставил.

7 августа 2014 года была создана совместная международная следственная группа (Joint Investigation Team), членам которой пришлось очень нелегко. Группа предстала перед выбором: заниматься поиском доказательств по уже озвученным обвинениям или провести объективное независимое расследование. Выбрав первый вариант развития событий, следователи отклонились от решения самого важного вопроса: как произошло так, что полеты гражданской авиации над зоной ведения боевых действий не были никем запрещены? О том, что следователи по делу МН17 занимаются подгонкой фактов под обвинения Запада, накануне заявил в интервью нашему изданию российский военный эксперт и главный редактор журнала "Национальная оборона" Игорь Коротченко.

Спустя более чем два года после трагедии — 28 сентября 2016 года — в Нидерландах следствие представило первый доклад по итогам своей работы. В тексте этого документа лишь в качестве одной из возможных причин крушения самолета был назван тот факт, что украинские власти своевременно не закрыли воздушное пространство над территориями, где в то время велись бои с применением военной авиации и средств противовоздушной обороны.

На самом же деле украинские власти к тому моменту частично перекрыли небо над Донбассом. Проблема лишь в том, каким образом это было сделано, и оказались ли принятые Киевом меры достаточными для обеспечения безопасности.

Согласно выводам международной следственной группы, в состав которой были включены около двух сотен следователей (из Малайзии, Бельгии, Голландии, Австралии и Украины), лайнер был сбит ракетой "земля-воздух", пущенной с поля, расположенного недалеко от населенного пункта Первомайское. Позднее в сети появились видеозаписи с места крушения лайнера, сделанные ополченцами.

Следователи также утверждают, что им удалось установить тип вооружения, которым был поражен Boeing: ракета серии 9М38, выпущенная из ЗРК "Бук-М1". Установило следствие и принадлежность комплекса: как считают следователи, он прибыл на территорию Украины из России и уже на следующий день после крушения самолета был возвращен обратно через Дебальцево, Снежное и Луганск. Члены Joint Investigation Team очертили круг из более чем 100 лиц, причастных к перемещению того самого зенитно-ракетного комплекса. Министерство обороны России и другие официальные лица в Москве неоднократно опровергали эти обвинения.

В то же время в материале, посвященном третьей годовщине крушения Boeing-777 Малазийских авиалиний в Донбассе, издание Forbes сообщило, что именно в день катастрофы 17 июля Россия запретила полеты гражданских самолетов близ зоны вооруженных действий.

По данным издания, с 00 часов 00 минут 17 июля 2014 года выпуском документа NOTAM UUUUV6158/14 Россия ограничила свое воздушное пространство, сопредельное с территорией Украины, для полетов гражданской авиации до высоты 16 тысяч 150 метров. Forbes в своем заявлении ссылается на положение отчета голландского Совета по безопасности о расследовании катастрофы. В соответствии с этими данными, рейс МН17 был сбит спустя 17 часов 20 минут после введения российскими властями ограничения. Издание отмечает, что высота, на которую были введены ограничения в России, сопоставима с максимальной высотой поражения ЗРК "Бук": до 18 километров. Причинами введения этих ограничений в России навали "боевые действия на украинской территории вблизи границ России и фактов стрельбы с территории Украины в направлении территории Российской Федерации".

Ранее в распоряжении газеты "Совершенно секретно" оказались копии секретных документов службы безопасности Украины - о проведении спецоперации по уничтожению улик массового убийства в небе над Донбассом. Позднее в свободном доступе в Интернете оказались списки осведомителей управления Службы безопасности Украины по Одесской области. Кульминацией всего этого стала передача от обственного источника газеты "Совершенно секретно" копий документов — секретных материалов СБУ и МО Украины. Абсолютно все факты и документы доказывают вину Украины в этой трагедии, однако западные СМИ и официальные лица продолжают голословно обвинять РФ. 

Отметим, в начале этого месяца стало известно, что суд по делу о крушении Boeing-777 в Донбассе будет проходить в Голландии.

Василий ЕПИЩЕНКО

Автор Василий Епищенко
Василий Епищенко — журналист, бывший корреспондент новостной службы Правды.Ру