Ильшат Гафуров: Мы пересматриваем собственные образовательные программы, включаем дополнительные компоненты

Ильшат Гафуров: этого человека "человеком" назвать нельзя

Мораторий на смертную казнь отменить. Во всю эту псевдогуманность в угоду Западу никто никогда не верил — даже сама власть, а тем более простые люди. Люди всегда возмущались, что должны ещё и содержать пожизненно нечисть, которая отняла жизни у их близких и родных.

Есть силы добра и силы зла. Борьба идёт насмерть. Никто теперь не сможет объяснить, тем более доказать близким погибших, необходимость сохранения жизни нелюдя.

Брат "казанского стрелка" учится в Казанском университете. А у многих сотрудников и студентов университета близкие стали свидетелями и даже жертвами страшного преступления. Они находятся в ужасном психологическом состоянии. Как такой ужас мог случиться? 

Почему надо перестраивать всю систему образования, чтобы подобные трагедии не повторялись? Что ещё нужно сделать? На все эти и многие другие вопросы ведущей "Правды.Ру" Маргариты Кичеровой ответил ректор Казанского федерального университета, академик Российской академии образования Ильшат Гафуров.

Читайте начало интервью: Ильшат Гафуров: трагедия в Казани требует отдельного изучения

— Ильшат Рафкатович, какие главные выводы из этой трагедии можно сделать уже сейчас? На ваш взгляд, может быть, стоит проводить ежегодное психологическое обследование детей? Или принять какую-то другую программу?

— Я с вами согласен. Дело в том, что сейчас по распоряжению руководства страны опять вводятся дополнительные ставки психологов в школах. Одно время на огромную школу оставался один психолог, либо даже один психолог был на несколько школ.

— Это — неподъемная масса.

— Мы сами убрали некоторые позиции. Сегодня нужно это восстанавливать. Конечно, одномоментно ответить на вопрос, почему этот человек поступил таким образом, невозможно.

Поскольку он лишил жизни ни в чем неповинных людей, он лишил себя будущего, он поставил в критическую ситуацию собственных близких людей, всех родственников, прежде всего собственных родителей.

Получилось так, что его старший брат обучается в нашем федеральном университете. И каким образом теперь его близкие будут себя чувствовать?… Это же — ответственность за содеянное.

— Это — клеймо на всю жизнь.

— Ответственность нормальные люди, кто был рядом, кто не отследил, тоже несут. Даже если ты не виноват, то ты чувствуешь в любом случае эту вину. Мы так же пересматриваем сегодня собственные образовательные программы, включаем дополнительные компоненты.

Воспитание

Воспитательная компонента всегда была в стенах наших университетов, но сегодня мы выделяем дополнительные штатные единицы для того, чтобы студенты, обучающиеся в стенах нашего университета, постоянно были заняты творчеством, спортом, либо работали в научных кружках.

Мы поставили задачу довести до двух тысяч количество задействованных в научных кружках. Конечно, они не должны быть обделенными ни любовью со стороны близких, ни отношением со стороны других людей, которые их окружают. Вопросы индивидуализации иногда приводят к тому, что люди из этой ситуации просто выйти не могут.

— Какие меры безопасности сейчас предпринимаются, какие мероприятия проводятся в Казани?

— Что касается данной школы, то меры защищенности, которые требуются сегодня по нормативам, были обеспечены. Но, представьте себе, любую самую лучшую, хорошо охраняемую школу. — Если человек туда заходит с гранатой, взрывает…

Охрана

У нас ни в одной школе по стране вооруженных охранников нет. Есть службы охраны. Это в основном — частные охранные предприятия, с которыми работают по договорам.

И в высших учебных заведениях все — точно так же. У нас есть пропускные пункты везде в школах и вузах, есть кнопки вызова соответствующих служб.

Все это сработало. Но все равно в течение секунды никто приехать не может. Все меры, связанные с обеспечением охраны данной школы тоже были предусмотрены. Все было в наличии.

Другое дело, когда вооруженный человек заходит, он же начал применять оружие с самого начала. Ему заблокировали дверь — он ее взорвал и зашел.

— Просто не предусмотришь такое чудовищное осмысление окружающего каким-то человеком.

— Я, конечно, полностью согласен с инициативой, с которой вышел президент нашей страны по рассмотрению возможности ограничения оборота оружия — любого. Может быть, надо поднять возрастной ценз.

У нас спиртное с 21 года продают, а оружие — с 18-ти. Может быть, как раз здесь надо поднять, даже сделать наоборот, или продавать только тем, кто прошел службу в Вооруженных силах Российской Федерации.

— И психологическое обследование должно быть наижесточайшим.

— Конечно, более тщательным. Иногда мы либеральничаем, потому что все время пишут, особенно людям, принимающим решения, что очень сложно что-то получить — водительское удостоверение, например.

Конечно, достаточно сложно получить разрешение и на оружие, но упрощение всех этих вещей иногда приводит к таким трагедиям, к большому сожалению.

— Спасибо большое, Ильшат Рафкатович, за то, что вы согласились с нами побеседовать. Сочувствуем Казани.

— Спасибо вам большое за интерес и сострадание. Пользуясь моментом, я хотел бы выразить слова глубокого соболезнования родным тех людей, которые были лишены жизни благодаря этому теракту.

Нелюдь

Этого молодого человека, по большому счету, "человеком" назвать даже нельзя. Потому что в подобных случаях, всегда бывают какие-то причины. А здесь — без причины просто убийство наших детей.

У нас есть в университете сотрудники, у которых погибли родные, близкие, племянники. Конечно, разговаривать с ними очень тяжело. Они просто находятся в прострации, в очень тяжелом состоянии…

Да. Этот человек ведь учился в этой школе. И он именно собственную школу выбрал. Это — мое первое интервью по этому поводу. Даже сложно что-то говорить. Все это еще надо осмыслить. Нужно, чтобы прошло время, чтобы мы могли ответить на многие вопросы, которые сами себе должны поставить. Особенно это касается нашего педагогического сообщества.

Автор Маргарита Кичерова
Маргарита Кичерова — журналист, педагог, корреспондент видеостудии Правды.Ру