Почему в России игнорируют секты и что скрывается за их личиной?

Почему в России есть место сектам и деструктивным организациям

На территории РФ с 90-х годов прошлого века существует целый ряд псевдорелигиозных сект. Они, несмотря на то, что периодически "выплывают" какие-то скандалы и уголовные дела с ними связанные, продолжают жить и вербовать адептов.

До тех пор, пока чаша терпения правоохранителей и властей на местах не переполняется. И тогда в поселения или "штаб-квартиры" приходит ФСБ в сопровождении ОМОНа, а "отцы-основатели" препровождаются в СИЗО. Как это было на минувшей неделе с церковью Последнего Завета, поселения которой 30 лет жили в красноярской тайге.

Почему бы государству не закрыть их единым махом? И что должны "наворотить" сектанты, чтобы их — вот как последователей бывшего сержанта ППС Сергея Торопова — наконец "заметили"?

Об этом ведущий программы "Геополитическая кухня" на канале "Правда.Ру" Игорь Шатров побеседовал с научным сотрудником лаборатории деструктологии Московского государственного лингвистического университета, ведущим экспертом правозащитного центра Всемирного русского народного собора Ольгой Стрекаловой.

Что скрывается за личиной секты?

— У нас государство, несмотря на введение определенной экспертизы для новых организаций — на предмет того, насколько деструктивен предлагаемый культ, насколько он вообще соотносим с законами страны, не имеет достаточной законодательной базы, чтобы единым махом покончить с псевдорелигиозными сектами.

И вот у нас есть Виссарион (Торопов), который в 90-е годы зарегистрировал свою организацию, есть мормоны, есть "Свидетели Иеговы", есть еще целый пул огромнейший организаций, которые с 90-х годов у нас числятся религиозными — все они работают как бы в рамках закона. И, к сожалению, для того, чтобы нам сказать: извините, это деструктивный культ, это недопустимо на территории нашей страны — нужно получить обращение, что совершено преступление, что в чем-то нарушены наши (государства) законы данной организацией. И только после этого, пройдя тяжелейшие процедуры, пройдя полный судебный круг, можно будет сказать о том, что эта организация не может действовать у нас. И, соответственно, закрыть её.

— Получается, что в Красноярске дошло до точки, раз там десант ФСБ был высажен… Я слышал и о коррупции, которая пронизала властные структуры, связав их с сектой. Есть версии, что там целые схемы были по продаже леса и использованию бесплатной рабочей силы для определенных людей во власти…

— Точно пока ничего не известно — следствие идёт, но исключить что-то подобное, к сожалению, сложно.

— Получается, в настоящий момент на территории Российской Федерации существуют такие законодательные условия, лазейки в законодательной базе, которые позволяют под видом секты скрывать что угодно, вплоть до экстремистских, террористических организаций?

— Да.

— То есть, условно говоря, когда мы говорим, что где-то в лесах Украины бандеровцы готовились к майдану 2014 года, и сравнивая с Россией, утверждаем, что у нас такое невозможно, мы заблуждаемся? И любая секта, зарегистрированная в "свободных" 90-х — как это Торопов сделал — позволяет в лесах Красноярского края скрываться бандитам, которые фальшпанелью будут выставлять себя как религиозная секта?

— Не совсем. Сейчас у нас есть достаточно строгая, жесткая экспертиза, которую должна пройти религиозная организация.

Есть еще и другая проблема. Мы привыкли к термину "секта" как обозначающему религиозное течение. Однако секта — это шире. Это общественное объединение, исповедующее одни и те же идеи и цели. То есть не имеет значения — верят они в бога или не верят, проповедуют заповеди "нового мессии" или нет. Имеет значение общность цели данной группы людей.

"Свидетели СССР"

— Как "Свидетели СССР"?

— Именно. "Свидетели СССР" — это интереснейшая группа организаций.

— Группа?

— Да, потому что их больше 30-ти на территории Российской Федерации. И, более того, они часто между собой конфликтуют.

— Название само за себя говорит, с одной стороны, а с другой стороны, оно вызывает ощущение, что это какая-то компания фриков, как вообще к этому серьезно относиться?

— Когда только начинали изучать тему "Свидетелей СССР", у меня тоже возникал этот вопрос. Изначально это так и выглядело: небольшая группа людей решили поностальгировать, фотографии посмотрели, повспоминали, что в СССР было хорошо. Но при детальном рассмотрении выяснилось, что на самом деле общего с СССР имеется только название — и то не у всех. На самом деле это группа людей, которые очень активно и агрессивно проповедуют идею того, что Российской Федерации не существует, что это коммерческая компания, какая-то ООО, зарегистрированная в Германии, захватившая власть, и что необходимо избавиться от власти государства путем уничтожения всех своих документов, путем уничтожения своих кредитных карточек и не признавать вообще в отношении себя власть государства.

— Ну если этих людей в психушку не отправляют, видимо, психиатры не считают их психически больными. Чем они опасны?

— Тем, что они полностью отрицают Российскую Федерацию как государство. Они фактически отрицают скрепы, существующие в нашей стране, многие из них отрицают семью, какие-то базовые ценности.

Они не платят налоги, они не платят за коммунальные услуги, она не возвращают кредиты.

— Но это же невозможно вести бесконечно, если ты не возвращаешь кредиты, тебе их не будут давать, если ты не платишь налоги, тебя ограничат во всем, и ты в конце концов будешь отвечать перед законом.

— К сожалению, у нас очень долгий процесс привлечения людей к ответственности.

— Так у нас правовое государство выстроено, да?

— Да, безусловно, очень медленное и бюрократическое, проверяющее каждую запятую. Вы представляете, задерживают такого человека на улице для проверки документов, а он достает паспорт СССР старого образца. Одна из сект очень интересно поступила: они на Украине купили списанные бланки советских паспортов, которые не прошли в связи с тем, что там была серия "хам", и благополучно реализовывают их, вклеивают фотографии и сотрудникам полиции предъявляют такой паспорт. И далее начинается разбор, кто, что, установление личности.

А человек говорит: "Я гражданином Российской Федерации не являюсь и никому ничего не должен, отпустите меня". Непризнание каких-либо законов, непризнание чужих прав, возвышение себя над другими — это и есть признак такого деструктивного культа.

Беседовал Игорь Шатров

К публикации подготовила Ольга Лебедева

Автор Игорь Шатров
Игорь Шатров — политолог, политический консультант, журналист, радиоведущий, продюсер, медиаменеджер, внештатный корреспондент Правды.Ру *
Обсудить