Автор Правда.Ру

ЮРИЙ СКУРАТОВ: ВРЯД ЛИ ПУТИН ИСПЫТЫВАЕТ ЖЕЛАНИЕ СО МНОЙ ВСТРЕЧАТЬСЯ

ЮРИЙ СКУРАТОВ: ВРЯД ЛИ ПУТИН ИСПЫТЫВАЕТ ЖЕЛАНИЕ СО МНОЙ ВСТРЕЧАТ

Наш гость - бывший генеральный прокурор России Юрий Скуратов.

В конце ноября Народный хурал Бурятии отметил свое же постановление о назначении Юрия Скуратова представителем республики в Совете федерации. Тем самым законодатели, точнее их большинство, согласились с протестом прокурора Бурятии, который счел, что при избрании Скуратова были допущены нарушения процедуры Народный хурал Бурятии избрал бывшего генпрокурора представителем республики в Совете Федерации 19 ноября. Однако днем позже законодатели попытались отменить собственное постановление, но не набрали голосов. Вторая попытка оказалась эффективной для тех, кто противился избранию Скуратова в СФ.

В чем причина нового витка неразберихи вокруг Юрия Ильича? Неужели Юрий Скуратов до сих пор кому-то мешает? И кто эти люди?

— Юрий Ильич, казалось, Ваше назначение представителем республики Бурятия в Совете Федерации – это был вполне осознанный выбор. Вы как никто другой хорошо знакомы с российским законодательством и имеете серьезный политический вес, чтобы достояно отстаивать интересы республики в верхней палате парламента. Вроде бы, в России сменилась власть, которая делала все возможное и невозможное, чтобы снять вас с поста генерального прокурора. Неужели и сейчас вы представляете для Кремля опасность? Или это Вы просто резко разонравились депутатам Хурала?

— Законодательное собрание республики Бурятия приняло решение о том, чтобы я стал членом Совете Федерации. Когда об этом узнал Кремль (там об этом и раньше знали, но надеялись, что решение не пройдет), то там народ разъярился. Они начали активно работать и заставили депутатов свое решение поменять. Я обратился в суд. Но судебное решение еще не состоялось.

— В чем же причина такой бурной реакции Кремля? Вас боятся до сих пор?

— Видимо, да, иначе этого не объяснишь. Стоило ли затрачивать колоссальные средства на созыв внеочередной сессии? Стоило ли затрачивать немалые средства на направление в Москву целой бригады работников Администрации Президента России, на оплату их проезда, гостиничных номеров. Та энергия, которая была затрачена, явно достойна лучшего применения. Пришлось потратить колоссальные финансовые ресурсы, чтобы добиться пересмотра этого решения. Депутатам и Президенту Бурятии выкрутили руки.

Почему это было сделано и чего они боятся? Наверное, есть страхи истинные и надуманные. Я думаю, что здесь больше надуманных страхов. Я шел представителем в Совет Федерации с совершенно нормальным желанием работать, достойно представлять интересы республики, имея хороший опыт законотворческой и правоохранительной деятельности. Это опыт работы в качестве генпрокурора, который позволил мне достаточно эффективно бороться с преступностью, в плане законодательного обеспечения. Предстоит принятие многих актов, направленных на борьбу с преступностью и я рассчитывал использовать свой опыт. У меня были наработки как у специалиста в области конституционного государственного права. Мог бы конструктивно реализовать свои навыки и свой опыт.

Никакой деятельности в качестве бывшего генпрокурора, занимающегося публичными разоблачениями, я не планировал. Но боялись, что я использую трибуну Совета Федерации для каких-то новых разоблачений – это первое, и второе – видимо, грамотные люди не нужны в Совете Федерации. Это значит, что там нужен послушный управляемый бездумный орган, который отштампует любые решения, нужные Администрации Президента. Это можно понять с точки зрения Администрации Президента, но это нельзя понять с точки зрения интересов дела. Поскольку страдает качество законопроектов и продуманность государственных решений.

Мы уже были свидетелями ряда непродуманных решений. Решение по изменению порядка формирования Совета Федерации явно не продуманное. Недавно Сергей Миронов, нынешний новый спикер СФ, представитель Законодательного собрания Санкт-Петербурга, внес законопроект об изменении порядка формирования Совета Федерации, чтобы он был выборным. Так что сейчас уже все, даже сторонники группы федерации, люди из команды президента Путина признают, что была допущена ошибка с изменением порядка формирования Совета Федерации. Это незаконная мера, потому что Совет Федерации является частью Парламента, частью Федерального Собрания, а представители от исполнительной власти никем не избираются. Они не являются парламентариями. Тем не менее, они составляют половину Совета Федерации.

Было еще одно поспешное не продуманное решение - о создании федеральных округов. Я допускаю, что нужны меры по укреплению вертикали исполнительной власти, кстати, не только исполнительной, но и судебной и законодательной. Поэтому, когда говорят об укреплении только исполнительной власти, я с этим подходом не могу согласиться. Но власть укреплять нужно. Нужно обеспечивать стабильность российских федеральных законов, соответствие им законодательства субъектов федерации. Нужно было идею федеральных округов продумать тщательно, описать ее на уровне законов, нужно было продумать поправки в Конституцию, нужно было создать солидный правовой фундамент, а не делать все это на основе подзаконных актов.

Никто не обсуждал, почему было создано семь федеральных округов, а не восемь, например. Никто не обсуждал, почему в состав Уральского округа не вошла Башкирия, которая всегда тяготела к Уралу, а ее почему-то отнесли к Приволжскому округу. Никто не подумал, какова концептуальная основа этих округов. Либо это временное образование, либо это субъекты Российской Федерации. Это ведь очень важный вопрос. Речь идет о том, что кадровая политика направленная исключительно на то, чтобы провести в Совет Федерации только преданных людей, а не людей квалифицированных – эта политика все равно даст свои негативные результаты, она приведет к потере качества управления, не продуманным государственным решениям. Все это в конечном итоге отрицательно скажется на судьбе россиян. Поэтому я не признаю законности всего этого мероприятия. Грубое выламывание рук депутатам, как это происходило с Народным хуралом Бурятии - все это говорит о политическом заказе, противоречит широковещательным заявлениям о гражданском согласии. Все это наводит на грустные размышления.

— Почему так получилось, что нет ни фундамента, ни продуманности?

— Тут много причин. Та питерская команда, которая сейчас пришла к власти, не имеет достаточного опыта управления общегосударственного масштаба. Там много неглупых людей, но нужно время, чтобы они освоились, поняли, что такое Российское государство и как им управлять - это первая причина. Вторая причина – некоторые чисто субъективные оценки, основанные на субъективном восприятии, а не на объективном анализе реальной социальной, экономической, политической ситуации. Как это произошло по Совету Федерации. Да, были не приятные моменты, связанные с Советом Федерации в том его старом облике, но, тем не менее, это был реальный значимый авторитетный орган, с его помощью Центр имел возможность эффективно влиять на регионы и обеспечивать реальный федерализм. Сейчас там люди гораздо менее влиятельные в России, менее авторитетные. Это сказалось на престиже этого органа. Реального выигрыша для страны не произошло. Здесь сложный комплекс причин. Я понимаю, что управлять таким государством, как Россия, не просто, проблем возникает много, но существует возможность избежать этих ошибок и поспешных решений.

— Как, по-вашему, кто же ведет эту программу?

— Мне трудно сказать, кто ведет. Строев занимал двойственную позицию - частично поддерживал, частично нет. Видимо многие вопросы решает Администрация Президента, скорее всего это она. Я бы не сказал, что это цельная программа. В России нет программы государственного строительства, у нас есть кое-какая программа судебных реформ. Эта программа сейчас проводится, но и она стратегически до конца не продуманна и некоторые вещи рассчитаны на среднюю перспективу, это вещи тактического плана, а не стратегические. В то же время у нас вообще нет никакой программы государственно-правовых реформ в широком смысле этого слова, включая в себя концепцию реформирования Конституции, концепцию развития федерализма в России и совершенствование системы местного самоуправления. А именно такая программа нужна. Программа судебной реформы должна стать лишь частью программы государственного строительства. У нас, к сожалению, такого нет, более того, нет понимания в высших эшелонах власти, что такие вещи очень нужны.

В период моей работы генпрокурором мы подготовили очень важный концептуальный документ: Основы государственной политики борьбы с преступностью. Этот документ разработали ученые, он был согласован со всеми министерствами, он определял стратегию государственной политики по борьбе с преступностью. Это очень важно: ведь у нас сейчас нет ресурса, чтобы наступать на преступность полномасштабным фронтом. Мы должны выбрать какие-то узловые направления, направления прорыва, двигаться по ним, где считали нужным сосредоточить свой финансовый, организационный и прочий ресурс. Это документ так и не был одобрен Указом Президента , хотя был на подходе. Так же и по другим вопросам, не хватает взгляда на перспективу, не хватает широты подхода в сфере государственного строительства. Все это не просто дается. Но то, что мы управляем страной в виде принятия решений, не рассчитанных на стратегическую перспективу, конечно, приводит к ошибкам.

— Юрий Ильич, скажите, в Бурятии есть люди, которые пользуются покровительством тех, кто проваливал все документы, которые вы разрабатывали? Как конкретно строилась работа против Вас?

— Бурятия - это целая республика и конечно, я знаю, что там проводилась большая работа. По инициативе Волошина было проведено совещание в Администрации Президента. И он принимал решение о посылке в Улан-Уде бригады для работы с депутатами. Эта группа приехала, они подключали федеральные министерства и ведомства, которые давили сверху на депутатов, представляющих в Бурятии федеральные структуры. Эта бригада заставила Президента республики Бурятия Леонида Потапова отказаться от обещания, которое он мне дал о поддержке. Была проведена широкомасштабная работа.

По моим данным, отмашку на всю эту работу дал лично Президент Путин. Ресурс был использован колоссальный, и депутатов просто сломали. Ведь за те 10 дней, что я был членом Совета Федерации, ничего не случилось. Вначале меня поддержали, хотя была альтернативная местная кандидатура. Но проголосовали в мою пользу. И тут принимается диаметрально противоположное решение. Единственное объяснение этому - давление со стороны федерального центра.

Я не думаю, что я опасен для новой питерской команды. Многие из новой государственной элиты - выходцы из спецслужб, я разделяю многие их политические убеждения, взгляды на борьбу с коррупцией. Моими противниками выступают Ельцинская Семья и те, кто ее представляет в Администрации, прежде всего господин Волошин, Татьяна Дьяченко, которые по-прежнему остались там.

— Если я вас правильно понимаю, и сам Президент и правосудие в лице нынешнего генпрокурора Устинова пока не самостоятельно? Как говорится, царь царствует, но пока еще не правит в России?

— Я убежден, что Путин - самостоятельное лицо. Он, в отличие от Ельцина, который последний свой срок был «свадебным генералом», а реальные нити управления держали Юмашев, Волошин и Татьяна Дьяченко.

Как генеральный прокурор я проводил линию (причем это не моя линия, а линия закона), что прокуратура - это независимый орган. Прокуратура не может принимать решения в угоду каким-либо политическим заказам. Устинову все стало ясно, после того как он увидел, что сделали со Скуратовым.

Вспомним, сколько времени затратила прокуратура на расследование деятельности Бислана Гантамирова на посту мэра города Грозного. Мы доказали его вину, закончили дело, суд вынес приговор семь лет лишения свободы. А спустя какое-то время этот человек был амнистирован, точнее, помилован Указом Президента и занял в Чечне высокую государственную должность. Это противоречит и закону об основах государственной службы, и здравому смыслу.

С другой стороны, Скуратов силовыми методами не был допущен Кремлем к тому, чтобы занять не бог весть какую должность в Совете Федерации Бурятии. Я не знаю, давал ли Путин по Гантамирову какую-то команду.

— Может ли сейчас на вас быть оказано давление с помощью спецслужб, как это было раньше?

— Мне трудно судить, материалами спецслужб надо руководствоваться любому Президенту. Для того спецслужбы и существуют, чтобы давать свои аналитические материалы. Другое дело, насколько эти материалы достоверны, объективны и отражают реальное положение дел, насколько их характер и методы сбора соответствуют закону. Я убежден, что Волошин не может быть объективным ко мне, потому что я его задел за живое, когда он краснел и бледнел в Совете Федерации. Это не правильно, что чиновник его уровня может принимать решения, опираясь на свои обиды. Он должен быть выше этого. Иначе ему нет места в государственном аппарате.

— То есть, в команду собираются всегда по личной преданности?

— Трудно судить, личная преданность - тоже важный фактор. Другое дело, что мы видим некоторые перекосы. Первый и очевидный перекос в сторону питерской команды. Это, конечно, ошибка, которая потом может сыграть против президента. И из Петербурга надо брать руководителей, там много талантливых людей, но когда берут только оттуда, конечно, это не хорошо. Даже Ельцин этого себе не позволял. Второй момент – это ситуация с выходцами из спецслужб. Нет ничего плохого, что люди из этого ведомства представлены в государственном аппарате, более того, практика Америки говорит, что Президенты США многие работали в спецслужбах, это считается хорошей карьерой. Но как говорят, в любом деле нужна мера. Налицо также явный перекос в формировании кадров за счет спецслужб, этот подход не правильный и ведет к однобокости управления.

— А криминальные круги могут вас бояться?

— Я не действующий генеральный прокурор. Был период, когда они меня боялись и организовали всю эту свистопляску с отстранением. Но я являюсь носителем информации, как зарождались многие уголовные дела, которые сейчас закрыты. Дело Мабетекс (коррупция в Кремле), дело господина Петрова (бывший первый заместитель министра финансов, бравший взятки – по нашей версии), дело связанное с господином Смоленским (мошенничество с использованием фиктивным «авизо», дело по августовским событиям, по дефолту и таких дел много.

— То есть вы являетесь носителем информации, которая могла кому-то повредить?

Я не думаю, что это главная причина. Главная причина это некоторая боязнь иметь человека в Совете Федерации с самостоятельными суждениями, и видимо какие-то обиды. Я считаю, что это не достойно уровня чиновников, основываясь на эмоции принимать решения.

— Если бы Владимир Владимирович Путин предложил бы вам встретиться, вы бы согласились, чтобы объяснить ему, что вы не опасны и собираетесь заниматься делом?

—Причем здесь - опасен или не опасен. Конечно, я бы кое-какие замечания, оценки, суждения довел бы до его сведения. Я уверен, что у него односторонняя информация по многим вопросам. Но я не думаю, что он испытывает особое желание встречаться. Он бы поднялся в глазах многих людей, если бы организовал эту встречу. Но я считаю, что это маловероятно. Известно, что каждый руководитель страдает из-за неправильных шагов его администрации. Как говорят, «короля делает свита». Очень важно, чтобы рекомендации были достаточно точные. Тем не менее, если Президент ставит задачи добиться эффективного управления Россией, если он хочет добиться реального положения дел, то акцент должен быть сделан с этих кремлевских интриг на реальные и серьезные управленческие решения. Потому что время уходит, а мы топчемся на месте.

Мы до сих пор серьезно зависим от цен на нефть. Экономисты говорили, что нужно реально развивать экономику, а не надеяться на благоприятную конъюнктуру, она же не вечная. Темп преобразования связан с Семьей. Я по-человечески его понимаю, что Ельцин много сделал, но есть же логика государственная. Нужно этот процесс ускорять. По борьбе с коррупцией кое-что делается но, нужно двигаться более жесткими и решительными методами. По делу не законно вывезенных капиталов из России вообще ничего не делается. В свое время мы с Примаковым готовили целую программу. Ключевые проблемы решаются очень медленно.

— Вы не сдадитесь?

— Я хочу сделать политическую паузу. Хочу заняться преподаванием и написанием учебников, книг. Я вижу бесперспективность своих усилий. Я не отказываюсь от своих позиций, убеждений, взглядов. Но жизнь такова, что она имеет и другие грани. Я не хочу, чтобы во мне видели человека испорченного властью, который хочет только возвращения к власти. Я видел для себя неплохую нишу в членстве в Совете Федерации, был уверен, что я пригожусь. Не получилось, буду заниматься другими делами.

Беседовал Илья Тарасов

ПРАВДА. Ру

ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ

ПРАВДА.Ру:

Юрий Скуратов: ПУТИНА ОКРУЖАЮТ ЛЮДИ, ПОГРЯЗШИЕ В КОРРУПЦИИ

Юрий Скуратов: ЖЕЛАНИЕ «ПРОГЛОТИТЬ» КАК МОЖНО БОЛЬШЕ СУВЕРЕНИТЕТА, В ЧЕЧНЕ ВЫРОДИЛОСЬ В ОТКРОВЕННЫЙ БАНДИТИЗМ

КоммерсантЪ:

Юрий Скуратов стал дважды бывшим

Эхо Москвы:

Парламент Бурятии отменил свое решение о назначении Юрия Скуратова своим представителем в Совете Федерации.

Бывшему генеральному прокурору России Юрию Скуратову не удалось стать действующим сенатором - во всяком случае пока.

KMnews:

Скуратова не пускают в Совет Федерации

Не забывайте присоединяться к Pravda.Ru во ВКонтакте, Telegram, Одноклассниках, Google+, Facebook, Twitter. Установи "Правду.Ру" на главную страницу "Яндекса". Мы рады новым друзьям!

Комментарии
Запад испугался русского оружия на новых физических принципах
На подлодке, затонувшей полвека назад в Баренцевом море, сняли уникальные кадры
На подлодке, затонувшей полвека назад в Баренцевом море, сняли уникальные кадры
Алина Кабаева рассекретила свою личную жизнь
Дольф Лундгрен: "Путин наводит чертов порядок!"
Таксисты в "Домодедово" начали сбивать полицейских
Таксисты в "Домодедово" начали сбивать полицейских
Алина Кабаева рассекретила свою личную жизнь
Опубликовано обращение депутата Сахалинской Думы Светланы Ивановой
Алина Кабаева рассекретила свою личную жизнь
Названы причины отказа женщин от секса
Новый Майдан: Порошенко спрятался
Депутата Рады с бриллиантовым "запасом" задержали в киевском аэропорту
Прайс-лист протеста: сколько стоит устроить Майдан
Канада приняла антироссийский "закон Магнитского"
Западные СМИ поражены: Путин "похоронил" Ким Чен Ына санкциями
Экс-прокурор Поклонская пришла в Думу с часами за 1/3 млн
Экс-прокурор Поклонская пришла в Думу с часами за 1/3 млн
Алина Кабаева рассекретила свою личную жизнь
Алина Кабаева рассекретила свою личную жизнь
Поражение "Транснефти" в суде успокоило банковский сектор