ДЖОН ФЛЕМИНГ: природа классовых конфликтов

Во время холодной войны идеологии обоих сверхдержав странным образом совпадали в плане «равенства» и «бессклассовости». Насмотря на неравномерное распределение богатства, в США культивировалась идея равных возможностей разбогатеть, в то время как в Советском Союзе людям усиленно внушалась мысль, что рабочий класс – это единственный класс. В действительности как в США никогда не было равенства, так и в СССР никогда не было достигнуто бесклассовое общество, обещанное Марксом, и, следовательно, такое общество никогда не было свободно от классовых конфликтов.

Американская претензия на равенство представляется особенно ироничной, учитывая значительное экономическое неравенство в США. Отрицание классового антагонизма в такой ситуации лишь обостряет его. Даже в наилучшем из классовых обществ жизнь является войной всех против всех, война, которую низший класс решительно проигрывает. Если правящий класс нельзя низвергнуть, остается надеяться на соответствующую культуру, человечную систему взаимоотношений, когда люди со скромным достатком могут как-то сводить концы с концами. Согласно Гоббсу, лишь всемогущее государство, Левиафан, может преобразовать первоначальный хаос в упорядоченные социальные отношения, обеспечив цивилизованную жизнь как для великих мира сего, так и для тех, кто не у власти.

И все же, во все времена, за дары свободы всегда стоило бороться. Восстание Спартака в Древнем Риме, Жакерия во Франции, Крестьянская война в Германии, восстания Нэта Тернера и Денмарка Весси на американском юге – все это были отчаянные попытки бросить вызов классовой системе. Их жестокое подавление означало конец вооруженного революционного сопротивления, однако классовая борьба продолжалась в сфере экономики и культуры.

Универсальность классовой иерархии несет в себе важную информацию в отношении человеческой природы, особенно по контрасту с низшими социальными структурами, где люди занимались охотой и собирательством. Стремление к господствую в любом обществе является сильным побуждением, равно как и, с другой стороны, стремление подчиняться власти. Оба эти побуждения суть стратегии выживания в неестественных условиях. Рабство существовало в любом древнем обществе. «Сила сделала первого раба, а трусость увековечила его рабство,» писал Руссо.

Элита может позволить себе прекрасное образование, максимальный досуг, она имеет привилегированное положение в армии, у них роскошные дома, зарубежные поездки, великолепная еда, медицинское обслуживание и, конечно же, самое благоприятное законодательство. Удел же простого народа – тяжелый, монотонный физический труд, скромное жилище, минимальный досуг, низшие армейские чины, скудная и однообразная еда и т. п.

Принуждение составляет основу общественной власти, и, чтобы удерживать власть, применялись самые жестокие меры. У римлян, к примеру, практиковалась децимация. Современные диктаторы также используют так называемые «эскадроны смерти.»

Человеческая эволюция проходила большей частью в рамках сообщества охотников и собирателей, насчитывавшего примерно 25 человек (современное массовое общество существует всего лишь несколько тысячелетий – ничтожно малый срок в масштабе эволюции). Миллионы лет биология (естественный отбор) готовили человека и его предшественников к выживанию и воспроизводству себя именно в качестве охотника и собирателя. Сейчас же человек оказывается в неестественных для себя, стесненных условиях. В то время как небольшой размер племени, где родовые, личные отношения препятствовал образованию враждебных классов, возникновение массового общества напоминало изгнание из рая.

В массовом обществе мораль превращается в абстракцию. По выражению Сартра, «зло есть продукт способности людей создавать абстракции из того, что конкретно.» Естественные человеческие чувства ослабевают и растворяются, будучи размазаны по безликим просторам массового общества. Можно утверждать, что человеческое поведение заложено в генах, или же есть результат обучения и воспитания, или же сочетание того и другого – в любом случае человек по природе своей противится жизни в обезличенном перенаселенном обществе, где конфликты, несправедливость и жестокость неизбежны.

Номинальная демократия, повышение жизненного уровня, успехи науки и технологии не могут остановить классовую войну. Тем не менее, вполне можно представить, что рост классового сознания низшего общественного слоя способен привести к низвержению существующей классовой системы.

Хотя приверженность равенству сильных социалистических партий может быть скорее идеологическим, чем подлинным, эти партии на всех континентах (кроме Северной Америки) выступают против вопиющего неравенства. Угнетенные массы всего мира могут в конченом счете осознать, что именно они, а не привилегированный класс, вправе распоряжаться плодами их труда. Будущее, в таком случае, означало бы в значительных чертах восстановление первобытного человеческого общества, которое на протяжении веков формировало человека, восстановление достойного, естественного существования, от которого человек столь долгое время был отчужден – бесклассового общества.

Перепечатка из «Война всех против всех: анализ общественных конфликтов»

ДЖОН ФЛЕМИНГ

Обсудить