Рейдеры из "МОС ОТИС"

Два года назад компания "Мослифт" по просьбе Правительства Москвы и Префектуры Западного административного округа подключилась к восстановлению лифтового парка округа, после того как там похозяйничала компания "МОС ОТИС", которая в свое время со скандалом ушла с рынка столицы.

Положение дел было критическим: количество аварийных ситуаций росло как снежный ком и жильцы жаловались на то, что в большинстве случаев после устранения аварии лифты начинают вести себя неадекватно и пользоваться ими становится небезопасно.

По рассказам электромехаников "Мослифт", после осмотра и диагностики лифтового оборудования в большинстве домов у них от увиденного "волосы вставали дыбом". Обслуживание специалистами "МОС ОТИС" проводилось с грубейшими нарушениями: защитная блокировка на 80% лифтов была умышленно выведена из строя; блоки ПАИС, отвечающие за защиту от проникновения в шахту посторонних лиц закорочены повсеместно.

Исправить ситуацию удалось с большим трудом. Работники Мослифта, проклиная "МОС ОТИС" и ее руководство, сутками восстанавливали безопасность лифтов в Западном округе. Каково же было их удивление, когда спустя некоторое время они узнали, что генеральным директором ОАО "Мослифт" назначен бывший директор ОТИСа Вартан Авакян, который, в добавок, перетянул за собой всю свою бравую команду.

В чем секрет такой метаморфозы? Наверное, г-н Авакян сделал правильные выводы из провального опыта руководством ОТИСа и хозяйствует теперь совсем по-другому — скажет наивный обыватель. Но, к сожалению, все совсем не так. Вартан Авакян работает по прежней схеме: его совершенно не интересует техническое обслуживание лифтов собственными силами. Для решения этой задачи он нанимает по субподрядным договорам сомнительные фирмы, делая им подарки в виде обеспечения контрактов и банковских гарантий от "Мослифт".

Оставшиеся у "Мослифт" объекты не обеспечиваются в должной мере материалами, запасными частями и оборудованием, а ведь это серьезное нарушение, провоцирующее аварийные ситуации на социально значимых объектах. Но для специалистов, осмелившихся сказать об этом г-ну Авакяну или его приспешникам, ответ один — "вы неблагонадежны для компании", а это означает приговор.

С неугодными и несогласными в компании "Мослифт" теперь разбираются быстро. Команда Авакяна в данном направлении работает четко и довольно жестко. И если посмотреть несколько конкретных примеров, то сразу становится ясно, каких "профессионалов" привел Вартан Авакян.

У Директора филиала РСУ №1 Виталия Судмала, направившего генеральному директору докладную записку о нарушениях при исполнении контрактов, заключенных с Фондом капитального ремонта г. Москвы, незамедлительно отозвали доверенность на осуществление деятельности от имени Общества и вызвали на разговор.

Нарушения, на которые указывал В. Судмал в своей докладной, были весьма серьезными и грозили репутационными рисками и штрафными санкциями по отношению к "Мослифт". Однако, вместо того, чтобы искать выход из сложившейся ситуации — профессионала, болевшего душой за компанию, объявили неблагонадежным и попросили, как говорится, "уйти по-хорошему", пригрозив в случае отказа служебным расследованием и массой других неприятностей, включая уголовное преследование.

Виталий негодовал — как же так, за что?! Ведь он не совершал ничего противоправного. Но ему дали понять, что для сподвижников Авакяна, некоторые из которых пришли из силовых структур, нет ничего невозможного — был бы человек, а уж статья УК и место на нарах для него найдутся!

В определенный момент Виталий понял, что он не в состоянии выдержать такого прессинга и дал свое согласие на увольнение. Вместе с ним компанию вынуждены были покинуть его замы и ведущие специалисты-монтажники.

За короткий период "Мослифт" не по своей воле покинули десятки специалистов высшего и среднего звена, настоящие профессионалы, много лет проработавшие в компании. И в отношении большинства из них применялись методы запугивания и психологического давления.

Судя по изложенным фактам, в данной ситуации не приходится говорить об организации производства новым руководством с целью повышения производительности труда. Здесь цели и задачи совсем иные. Обычно по такой схеме и с применением подобных методов происходят так называемые "дружественные поглощения". А если говорить прямо — налицо классический рейдерский захват "Мослифт" компанией-конкурентом.

На правах победителей Авакян и его команда "рубят головы" побежденным и разваливают некогда крепкую компанию: на сегодняшний день в ОАО "Мослифт" неизмеримо выросло количество топ-менеджеров, при значительном сокращении рядовых работников, осуществляющих монтаж и техническое обслуживание оборудования.

При отсутствии достаточного количества персонала к выполнению работ привлекаются сомнительные субподрядчики, включая компании-однодневки, что приводит к повсеместному снижению качества работ и срыву сроков. Нагрузка на оставшихся электромехаников многократно выросла, при этом заработная плата снижается. Руководство объясняет это финансовыми трудностями и, несмотря на это, осуществляет необоснованные закупки, в том числе дорогих автомобилей люксовых марок.

А Вартан Авакян, наплевав на основное производство, придумывает новые схемы зарабатывания денег, которые идут в разрез с профильными задачами компании. Так, ОАО "Мослифт" теперь участвует в государственных закупках на право заключения договоров на непрофильные работы (выполнение капитального ремонта многоквартирных домов: ремонт фасадов, замена коммуникаций, инженерных систем и т. д.) с последующей передачей 100% работ на субподряд таким компаниям, как ООО "Практика", ООО "СП Практика", ООО "ЛТ Практика", и т. д. — в общем, дружественным компаниям, которые в свое время создавались при непосредственном участии "МОС ОТИСа".

А недавно, новые "друзья" компании "Мослифт" и Вартана Нахапетовича стали фигурантами реального уголовного дела: 5 декабря 2017 года в Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба от ООО "СП Подъем" на действия заказчика — Академии управления МВД России в части неправомерного отказа в допуске компании к участию в электронном аукционе на право заключения государственного контракта на капитальный ремонт шахт лифтов с заменой лифтового оборудования в здании общежития № 1 Академии.

По результатам рассмотрения жалобы Федеральной антимонопольной службой было установлено, что заявка ООО "СП Подъем" была неправомерно отклонена заказчиком. Антимонопольный орган принял решение о признании жалобы обоснованной и выдал заказчику предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе и проведении повторного рассмотрения поданных заявок.

Вместе с тем начальник тендерного отдела ООО "СП Подъем" совместно с генеральным директором ООО "КАинвест" выразили готовность отозвать жалобу и отказаться от участия в аукционе всего за 5% от суммы госконтракта — за каких-то 700 000 рублей.

Что у этих ребят было на тот момент в голове и почему их тараканы им не подсказали, что нельзя разводить на деньги заказчика в лице Академии управления МВД России - не известно. То ли их укачало при испытании нового лифта, то ли они поверили во всемогущество их покровителя В. Авакяна, который за короткий срок передал "СП Подъем" на субподряд работы по обслуживанию лифтов в Москве в общей сложности по 16 контрактам на сумму более 210 миллионов рублей — история об этом умалчивает.

А факты свидетельствуют о том, что 8 декабря 2017 года указанные лица были задержаны с поличным при получении денежных средств в размере 700 тыс. руб. от должностных лиц заказчика. И теперь им грозят реальные сроки лишения свободы, штрафы, многократно превышающие сумму, которую они попросили у заказчика в качестве коммерческого подкупа и запрет до пяти лет на право заниматься определенной деятельностью.

Так что, придется г-ну Авакяну как-то заминать скандал и искать новых подрядчиков. Хотя Вартан Нахапетович здесь вроде как и ни при чем: ведь решения по таким скользким вопросам принимают его замы и они же по доверенности подписывают соответствующие документы. А он — великий стратег и не намерен вникать в ничтожные детали организации производства. Хотя стоило бы!

Эксперты говорят о том, что существующего запаса прочности лифтовому оборудованию в столице хватит еще на пару лет. А затем, если уровень обслуживания останется в том же виде, начнутся системные сбои, которые будут приводить к серьезным авариям. Но куда к тому времени судьба забросит г-на Авакяна, замечательного хирурга и большого специалиста по аквакультуре — не известно. Возможно, он успеет "добежать до Канадской границы".

А вот что делать рядовым москвичам в этой ситуации, чтобы в недалеком будущем не застрять плотно в лифте или чего доброго не сорваться в шахту с самого верха? Наверное, главное не молчать и требовать экспертизы и расследования того, как в настоящий момент организовано производство и расходуются средства в компании ОАО "Мослифт", полностью принадлежащей городу, а значит — нам всем.

Добавьте "Правду.Ру" в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google, либо Яндекс.Дзен

Куратор: Людмила Айвар