Риэлторские услуги: навязчивый сервис или актуальная помощь?

Исследование Аналитического центра НАФИ показало, что россияне постепенно начали отказываться от услуг риэлторов сразу по нескольким причинам. Первая — это глобальная интернетизация, которая позволяет сегодня оперативно получить доступ практически к любой информации и любому сервису в режиме онлайн. Возможностей становится все больше и больше.

Вторая причина — низкая квалификация российских риэлторов, отсутствие системы допуска, контроля, аттестации и, самое главное, ответственности. В России в риэлторы берут кого угодно, в отличие от других стран, где эта деятельность строго регламентирована и находится под жестким контролем. У нас же многие обманутые дольщики, оставшиеся без квартир и денег, были втянуты в сомнительные схемы покупки жилья в строящихся объектах именно с подачи риэлторов.

Вызывает вопрос и размер комиссионных российских риэлторов. Люди часто не могут получить внятный ответ от специалистов по недвижимости, удивляясь, за что же они платят немалые деньги? Кто такие российские риэлторы: абсолютно не нужные и даже вредные посредники, паразитирующие на потребностях граждан? Или все-таки полезные помощники? Об этом "Правде.Ру" рассказали генеральный директор агентства недвижимости Dream Realty Надежда Телеш и руководитель агентства "Хоум Стейджинг" Сергей Тихоненко.

— Что такое риэлторская деятельность? Сами игроки рынка часто называют ее не профессией, а образом жизни, а себя — психологами, маркетологами, переговорщиками и рекламщиками, стратегами и тактиками. Хорошо, что еще не физиками-ядерщиками. Что же это все-таки такое?

Надежда Телеш: В моем понимании — это деятельность, направленная на помощь гражданам решить свои жилищные вопросы. Она должна увенчаться успешным решением жилищного вопроса: надо продать выгоднее, чем может сам собственник, приобрести выгоднее, чем может сам покупатель, юридически грамотно провести сделку, с выгодой и при отсутствии рисков и страхов. Если человеку не удается следовать этим схемам, то он должен уходить из данной сферы, это не его.

— И все-таки это профессия? Или что-то другое?

— Сложно, наверное, назвать это профессией, потому что риэлторская деятельность не входит ни в какую классификацию, и этому, к сожалению, нигде не обучают, кроме как в специальных агентствах. На сегодняшний день нет никаких единых стандартов и центров обучения, которые были бы утверждены государством или какими-то институтами. Это свободная предпринимательская деятельность. Бизнесменов, которые на этом зарабатывают деньги, нигде не учат.

— Риэлторы любят сравнивать себя с медиками. Но на врачей учатся долго, невозможно даже представить, что человек без соответствующего образования начнет оказывать медицинские услуги. Не опасно ли доверять совершенно непонятным людям, которые называются риэлторами, но не имеют никакого специального документа?

Сергей Тихоненко: Человек, который пользуется услугами риэлтора, часто не видит и не понимает опасности. В какой-то степени он мог бы быть более осторожным, более грамотно выбрать специалиста, больше информации получить, но он этого не делает, полагаясь на авось. В этом есть своя опасность.

— Очень часто риэлторов называют хорошими манипуляторами. По исследованиям различных аналитических центров, россияне постепенно начали отказываться от их услуг. И первая причина — это глобальная интернетизация, которая позволяет сегодня оперативно получить доступ практически к любой информации и любому сервису. Таких сервисов становится все больше и больше.

НТ: Я разделяю риэлторскую услугу на продажную часть и на юридическую, где, собственно, кроются все риски. Если мы говорим о манипуляциях, то любая продажа — это манипуляция. Вот вам пример. Мужчина торгует арбузами. Написано, что один арбуз стоит три рубля, а три арбуза — десять рублей. Покупатель, думая, что он сейчас введет заблуждение этого продавца, покупает три арбуза не сразу, а последовательно. Итого, платит девять рублей и уходит довольный тем, что ему удалось совершить выгодную покупку. Но предложение и было рассчитано именно на такую реакцию.

Что касается маркетинга, то это тоже чистая манипуляция. А риски, которые заложены в риэлторские услуги, должны закрывать юристы.

— Еще несколько лет назад президент Владимир Путин сказал о том, что нужно навести порядок в риэлторской деятельности, потому что большое количество игроков этого рынка находится в той самой "серой зоне". Также на смену риэлторам могут прийти технологии, тот же портал "ДомКлик", различные автоматические реестры, электронные площадки продаж. Возможно, что риэлторы будут постепенно выдавливаться с рынка?

СТ: Подобное уже происходило с рынком аренды. Несколько лет назад все плакали, что ЦИАН лишает нас работы, отнимает у профессионалов кусок хлеба. Его открыл человек, который хотел снять квартиру. А раньше ему приходилось звонить риэлтору, который заходил в базу данных вроде ЦИАНа, подбирал объект и брал комиссию.

Ситуация начала меняться, и теперь человек, которому нужно снять квартиру, может самостоятельно подобрать себе подходящие варианты в крупных базах данных. То же самое сейчас будет приходить на рынок вторичной купли-продажи недвижимости.

НТ: Готова поспорить. Уверена, что без грамотных переговоров нельзя обеспечить безопасность сделки, и юридическую часть также никогда невозможно будет отменить. Как раз процесс переговоров, страх друг перед другом и непонимание, что действительно хочет другая сторона, необходимы для проверки чистоты действий всех участников сделки. Необходимо знание всех процессов, и никто никогда не даст гарантий, кроме того человека, кто постоянно этим занимается, понимает, что происходит, насколько все чисты и чем может закончиться эта история.

Беседовал Дмитрий Чариков

К публикации подготовил Юрий Кондратьев

Автор Елена Тимошкина
Елена Тимошкина — шеф-редактор Правды.Ру *
Куратор Людмила Айвар
Людмила Áйвар — российский юрист, общественный деятель *
Обсудить