Стоматологическое средневековье

О российских следственных изоляторах очень много чего сказано и показано. В основном — негативного. Конечно, достаточно сложно себе вообразить, что можно положительного сообщить о местах лишения свободы. Но часто речь идет об отсутствии совсем уж элементарных вещей.

Например, давно известная проблема "перенаселенности" СИЗО. На это в очередной раз обратили внимание члены Общественной наблюдательной комиссии (ОНК) Москвы при посещении СИЗО-6 1 марта нынешнего года. В отчете членов ОНК Ивана Мельникова и Евгении Морозовой (имеется в распоряжении "Правды.Ру") отмечается, что при лимите в 892 человека фактически содержится 1244. Причем эта ситуация из серии "это еще ничего"… По крайней мере, не приходится спать по очереди.

СИЗО-6 еще называют "женским", подавляющее большинство находящихся здесь — представительницы слабого пола. Многие из них ранее не были судимы. При этом 195 человек находятся под следствием по экономическим статьям, на этой теме мы еще остановимся подробнее.

Как следует из отчета членов ОНК, в целом ситуацию в СИЗО-6 можно назвать относительно благополучной. "Благополучной", разумеется, на фоне других следственных изоляторов. В самом деле, тесное помещение для приема передач и отсутствие договора на проведение дезинфекции вряд ли можно отнести к трудноразрешимым проблемам.

Но даже в женском СИЗО есть вещи, которые понять и принять просто невозможно. Речь об оказании медицинской помощи, в частности стоматологической. "Тем подследственным и осужденным, у кого заболели вдруг зубы, их не лечат, а удаляют. Пломбировка не осуществляется, потому что у стоматолога нет ассистента. Чтоб было понятно: заработная плата медицинской сестры в столичных СИЗО — 11 тысяч рублей. Жителей столицы по этой причине даже не рассматривают как кандидатов, ищут среди иногородних. Но иногородним, чтоб устроиться на работу, надо элементарно снимать какое-то жилье", — отметил председатель ОНК Москвы Вадим Горшенин на своей странице в "Фейсбуке".

Члены ОНК в своем отчете указывают, что даже и по таким зарплатам имеются задолженности. И речь, стоит заметить, в данном случае идет не только о СИЗО-6 — не лучше ситуация и в других московских изоляторах, не говоря уж о ситуации по стране в целом.

По мнению Вадима Горшенина, иначе как "средневековьем" такое положение дел не назовешь. Председатель столичного ОНК подчеркивает, что подавляющее большинство подследственных в "женском" СИЗО даже не осуждены, а значит, пользуются всеми правами граждан Российской Федерации. То же самое, разумеется, касается и подследственных в других изоляторах.

Вернемся к ситуации с людьми, которых обвиняют в совершении экономических преступлений. 3 марта СИЗО-6 посетили Вадим Горшенин и уполномоченный при президенте РФ по защите прав предпринимателей Борис Титов.

Судя по реакции, на омбудсмена рассказы женщин, находящихся в СИЗО, произвели большое впечатление. Одна из них, например, сообщила, что уже девять месяцев находится в следственном изоляторе, но за это время никакого движения по ее делу не было. То есть совсем — даже следователь ни разу не пришел. Другая женщина внесла залог, однако по-прежнему пребывает в СИЗО. Притом вообще не понятно, почему подозреваемые в совершении такого рода преступлений вообще находятся в следственном изоляторе. Ведь президент России Владимир Путин в Послании Федеральному собранию в декабре прошлого года подчеркивал, что помещение под стражу подозреваемых в совершении экономических преступлений следует использовать как крайнюю меру. Затем последовало и разъяснение Верховного суда на этот счет.

Но пока ситуация не меняется, районные и городские суды по-прежнему отправляют людей в СИЗО. "Поэтому родилось предложение, чтобы 10 апреля все заключенные по "предпринимательским" статьям во всех СИЗО подали жалобы в суды, ссылаясь именно на разъяснения пленума и послание президента РФ. Из этого мы сможем сделать вывод, насколько для первичных звеньев судебной власти разъяснения Верховного суда РФ являются авторитетными", — цитирует Вадима Горшенина издание "Ридус".

Конечно же, проблемы в российских СИЗО следует рассматривать комплексно. Если, например, избрать другие меры пресечения для большинства подследственных по экономическим преступлениям, то очевидно, что это положительно скажется на проблеме "перенаселенности" следственных изоляторов. И кстати, меньше будет нагрузка у врачей.

Хотя нельзя не сказать, что как раз вопросы медицинского обслуживания людей, находящихся в СИЗО, относятся к той категории проблем, решать которые нужно здесь и сейчас. Не ссылаясь на то, что это длится годами и даже десятилетиями. Слишком часто на это ссылаются и под этим предлогом ничего не делают.

Читайте также:

Эволюция российских тюрем: От пресс-хат к прозрачности

Москва — адрес прав человека

СИЗО — зоны особого внимания

Даже тюрьма должна быть человеческой

Электроника разгрузит тюрьмы и снизит расходы

Автор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *
Куратор Людмила Айвар
Людмила Áйвар — российский юрист, общественный деятель *