Двухколесный друг не должен стать убийцей

Велосипед в городе не игрушка

Велосипедисты и дети на дорогах — примета осени. Как их появление сказывается на дорожной обстановке в столице? Что нужно знать, прежде чем сесть за руль "двухколесного коня"? Как добиться того, чтобы дорожно-транспортных происшествий с участием детей на дорогах столицы стало меньше? На эти и другие вопросы Pravda.Ru ответил начальник штаба отдельного батальона ДПС ГИБДД УВД по ЮЗАО ГУ города Москвы подполковник полиции Владимир Данилов.

— Начался учебный год, и на дороги вышли дети. В то же время в последние годы на дорогах появилось больше велосипедистов. Как эти два фактора влияют на ситуацию с дорожным движением в столице?

— Дети, возвращаясь после каникул в город, поначалу ведут себя неаккуратно, невнимательно. К тому же в столице активно развивается велотранспорт, велопарковки сейчас есть почти у каждой станции метрополитена. На велосипеды пересаживается все больше детей, подростков. На дорогах для велосипедистов обустраиваются выделенные полосы движения. Особенно много их в центре, но постепенно они появляются и на периферии, на транспортных магистралях. И, безусловно, велосипедисты, выезжая на дороги, как минимум, должны ознакомиться с требованием главы 24 Правил дорожного движения, в которой прописаны основные требования к обустройству велосипеда и к тому, как на нем следует передвигаться.

— Какие нарушения ПДД чаще всего совершают велосипедисты и каковы основные проблемы, создаваемые ими на дорогах?

— Законодательно определено, что выезжать на велосипеде на дороги можно только с 14-летнего возраста, двигаться велосипедисты должны вдоль проезжей части, придерживаясь правой стороны при условии, когда отсутствует велосипедная либо велопешеходная дорожка или нет возможности проехать по ним. То есть, ездить по дорогам на велосипедах дети вообще не должны, а те, кто имеет на это право, должны строго придерживаться отведенного им на дороге места.

Другая проблема заключается в том, что человек, который сел на велосипед, априори считает, что его право более приоритетно, чем право человека, сидящего за рулем автомобиля, впрочем как и право пешехода. Между тем та же 24-я глава ПДД вводит в отношении велосипедистов и ряд ограничений. Так, при движении по тротуарам велосипедист не должен мешать пешеходам, а если он мешает, то должен либо спешиться, либо покинуть пешеходную зону и двигаться вдоль проезжей части или по обочине.

Для велосипедистов действуют и другие ограничения: они не могут двигаться по магистралям, им запрещено пересекать проезжую часть с левым поворотом, если движение на ней более чем двухполосное. Запрещено также, не спешиваясь, пересекать проезжую часть по пешеходному переходу.

Особо хочу остановиться на проблеме поперечного пересечения велосипедистами проезжей части. Запрет, который многим велосипедистам кажется "излишеством", объясняется тем, что именно из-за этого происходит очень много ДТП. Хотелось бы, чтобы те, кто управляет велосипедом, оценили "математику" подобной ситуации. Пешеход, выходя на проезжую часть, движется со скоростью около трех километров в час, велосипедист же — как минимум, со скоростью десять километров в час. На обочинах дорог часто припаркованы автомобили, из-за которых водитель не видит выезжающего велосипедиста. Скорость движения последнего такова, что он просто физически не сможет моментально среагировать на движущуюся машину и остановиться. И водитель, в свою очередь, не имеет ни физической, ни технической возможности моментально остановить транспортное средство.

— Но велосипедист сегодня — это автомобилист или пешеход, пересевший на велосипед? Каков вообще потенциал развития этого способа передвижения в России? Не получится ли так, что дорожки для велосипедистов сделали, а через полгода людям это надоест и дорожки опустеют?

— Давайте по порядку. Во-первых, ни в коем случае не надо разграничивать пешеходов, автомобилистов и велосипедистов — в любой момент мы можем поменяться местами. Люди не должны себя воспринимать только "одной стороной" этого процесса. Мы специально подготовили материалы, чтобы продвигать эту идею, в первую очередь, среди школьников. Недопонимание, которое возникает между водителями автотранспорта и велосипедов, водителями автотранспорта и пешеходами, зачастую проистекает из-за того, что люди, опираясь на свои права, забывают о своих же обязанностях. Простой пример: пешеход имеет приоритет на пешеходном переходе перед автомобильным транспортом. Но прежде чем он ступит на "зебру", пешеход должен убедиться, что его жизни ничто не угрожает, что на него не наедет транспорт. Убедиться, несмотря на надвинутый капюшон и наушники.

Что же до развития велотранспортного движения — городская программа настроена на то, чтобы жители по максимуму пользовались общественным транспортом, пешеходными дорожками, если это возможно, велодорожками. Человек должен двигаться, вести активный образ жизни. Есть "активисты", которые ведут сверхактивный образ жизни и садятся на велосипед в любое время года, в любую погоду. И таких достаточно много. Но все-таки городская программа в большей степени рассчитана на повышение удобства передвижения простых людей. Обратите внимание — у конечных или приближенных к ним станциям метро в последние годы можно видеть колоссальное количество личных велосипедов. Жители приезжают на них, потому что так им удобно.

Теперь о том, что связано с увеличением числа детей-велосипедистов. Здесь пока есть некоторые проблемы. Допустим, у нас в стране не прописана норма, как в большинстве, к примеру, европейских стран, по которой велосипедист обязан иметь средство защиты — шлем. Мы это только рекомендуем. Те же европейцы, в отличие от нас, понимают, какие последствия может повлечь за собой простое падение с велосипеда. Хотелось бы, чтобы наши законодатели озаботились этим моментом.

— Вернемся к вопросу прав и обязанностей. Автомобилист, получая водительские права, сдает экзамен, зубрит ПДД. А как быть с теми же пешеходами или пешеходами, в один прекрасный момент решившими пересесть на велосипед?

— Все они должны помнить: незнание закона не освобождает их от ответственности. Правила дорожного движения — по большому счету, это правила жизни. И их нужно изучить хотя бы в той части, которая касается вас как участника движения — пешехода, велосипедиста либо автомобилиста. Сделать это не сложно, весь материал есть в интернете, ПДД по велосипедам занимают всего одну страничку вместе со всеми разъяснениями.

К авариям же на дороге чаще всего приводит незнание элементарных правил велосипедистами. Приведу недавний случай: взрослый мужчина на велосипеде пересекал пешеходный переход, на котором загорелся зеленый свет. Пересекал его на максимально возможной скорости. А в это время пересечение того же перекрестка заканчивал автомобиль, который на момент включения красного света уже находился на перекрестке и был обязан закончить маневр. Результат — столкновение, пострадал велосипедист. С водителем машины ничего не произошло, а велосипедист, который к тому же ехал без шлема, получил увечья. Поэтому прежде чем воспользоваться своим правом, нужно помнить и о своих обязанностях. И, что очень важно, постоянно контролировать реальную ситуацию. Мы с детишками часто общаемся и приводим им пример: вы вышли на пешеходный переход, что, в первую очередь, вы должны сделать?

— Посмотреть налево…

— Нет, остановиться. Вы имеете преимущество при выходе на пешеходный переход, да и водитель тоже периодически становится пешеходом. Он понимает ситуацию, но не может оценить непредсказуемое движение пешехода, когда тот шел- шел по тротуару и вдруг свернул на пешеходный переход, никак не обозначив своего намерения перейти дорогу. Поэтому первое, что вы должны сделать, — остановиться, оценить ситуацию, посмотреть налево, направо — проверить не угрожает ли что-то вашей жизни, если вы наступите дальше на "зебру". Дело же в том, что кроме Правил дорожного движения есть еще и погодно-климатические условия, и техническое состояние транспортного средства, и здоровье самого водителя. Плохо ему, например, стало по дороге. Бывают случаи, когда водитель за рулем умирает и в результате этого совершается ДТП. Нужно понять, сможет ли эта машина остановиться, когда вы выйдете на переход, собирается ли она вообще останавливается, или нет? Дети все это хорошо воспринимают, а взрослые почему-то больше упирают на то, что "имеют право".

— А что вообще делается сегодня для борьбы с детским травматизмом на дорогах?

— Работа эта ведется постоянно, можно сказать, в круглосуточном режиме, потому что ДТП с участием детишек происходят, в том числе, и в ночное время. В первую очередь, это профилактическая работа в образовательных организациях, где мы проводим разъяснительные беседы, викторины, конкурсы. Уже разработана очень интересная методика, подготовлена хорошая методическая база.

Следующий этап — это проведение профилактических мероприятий. Профилактика направлена на обе стороны — и на ребенка-пешехода, и на водителя, и на водителя, который перевозит ребенка. Примерно 70 процентов случаев, в которых страдают детишки, происходят, когда они выступают как раз в роли пассажиров, но находились не в специальных автокреслах. Так что они вовсе не чья-то досужая прихоть. Но меры административного воздействия в виде штрафа кого-то у нас пугают, кого-то нет, а, допустим, в Германии ребенка не отдадут в роддоме папе-водителю, если не убедятся, что в автомобиле у него есть специальная детская люлька. Более того, родителя даже могут лишить родительских прав в такой ситуации. Хотелось бы, чтобы и наши водители понимали, что не просто перевозят ребенка с места на место, но и обеспечивают его безопасность во время передвижения. Тем более, это свой ребенок.

— Если сравнивать статистику детского травматизма по годам, что с ней сейчас происходит? Она растет или уменьшается?

— Прошлый год у нас был отмечен большим ростом детского травматизма. Поэтому мы очень много внимания уделили профилактике: в школах очень много общались, летом выезжали в детские лагеря, чтобы пообщаться с детишками. В итоге, как показывает практика, они стали больше соблюдать правила. Может быть, все это повлияло и на их родителей. В итоге показатели детского травматизма на дорогах в этом году у нас снизились по сравнению с прошлым годом на 40,5 процента. Но и это не предел, поэтому именно профилактика детского дорожно-транспортного травматизма остается одним из приоритетных направлений нашей службы. Ребенок со временем сам станет взрослым, будет приносить пользу государству. Государство же крайне заинтересовано в здоровом взрослом человеке, а не том, о ком придется заботиться в дальнейшем. Поэтому проще начинать профилактику именно с ребенком.

Мы общаемся и со старшеклассниками. Им очень нравится, когда им говорят, что они уже взрослые, что нужно показать пример тому же первоклашке, когда он выходит из школы, помочь ему перейти дорогу в сложном месте. В общем, все новое — хорошо забытое старое.

— Если брать не дороги, а придомовые территории, какие там проблемы с детьми?

— Это один из самых сложных моментов. Во дворе вроде бы тихо, спокойно, быстро никто не ездит. Поэтому кажется, что ребенка можно отпустить одного. А ребенок — маленький, его из-за стоящей во дворе машины вообще не видно. И водителю машины, которая едет по двору со скоростью три-пять километров в час, зачастую не видно малыша, вдруг появляющегося из-за стоящей машины. Таких ДТП стало очень много.

Не всегда родители воспринимают критику в свой адрес. За ребенком нужно внимательно смотреть и во дворе. Родители должны понимать, когда ребенку можно давать свободу передвижения. Во дворе движется транспорт, транспорт тяжелый, а ребенок недопонимает, что происходит. Крайне опасные ситуации возникают возле детских, спортивных площадок, когда ребенок в порыве азарта может просто выбежать за игрушкой или за мячиком. В азарте он не понимает, что происходит, просто бежит за игрушкой, не задумываясь. Поэтому даже на детской площадке за ребенком должен быть постоянный контроль.

Нужно, чтобы родители постоянно держали своих детей в поле зрения. Необязательно даже знать назубок правила дорожного движения. Надо просто заботиться о личной безопасности ребенка, развивать ее не только с помощью полиции и дорожно-патрульной службы, но и в семье. Школа помогает нам в этом, развешивает наши материалы, приглашает наших сотрудников. Помогают нам автобусные парки: у них хорошие площади, на которых в том числе и водители автобусных парков проводят велоконкурсы, конкурсы на знание правил дорожного движения, причем в интересной игровой форме. Но все равно первоочередные наставники по жизни для детей — их родные и близкие.

Беседовала Ольга Таболина

К публикации подготовил Сергей Валентинов

Автор Ольга Таболина
Ольга Таболина — журналист, бывший выпускающий редактор Правды.Ру *
Куратор Людмила Айвар
Людмила Áйвар — российский юрист, общественный деятель *
Обсудить