Мигранты приносят в бюджет больше, чем нефтяные компании - эксперт

В России стычек с мигрантами все меньше, в отличие от ЕС



В Европе в последнее время зафиксирована масса диких инцидентов, так или иначе связанных с мигрантами. В России же, напротив, наблюдается снижение напряженности. О том, за счет чего это происходит, в прямом эфире видеостудии Pravda. Ru рассказал Юрий Московский, директор проектов Фонда развития международных связей "Добрососедство", председатель комиссии Совета по делам национальностей при правительстве Москвы.

"Холодный душ" для разжигателей конфликта

— В нашей стране опросы показывают снижение напряженности между мигрантами и местными жителями. С чем это связано?

— Это обусловлено несколькими факторами. Во-первых, были подведены теоретическая и законодательная базы, в частности, приняты Концепция общественной безопасности, Стратегия государственной национальной политики и Концепция государственной миграционной политики, и там были прописаны шаги, которые необходимо сделать. Поэтому проблем стало меньше, чем было еще лет пять назад.

В этой стал наводиться определенный порядок, потому что были жалобы жителей страны на мигрантов, и вопрос перерос в политическую плоскость. Он стал весьма существенным фактором на выборах. "Атимиграционную карту" пытались многие разыгрывать, нанося, кстати сказать большой вред как межнациональным, так и межгосударственным отношениям.

На выборах мэра столицы миграционный вопрос даже выходил на первый план. Масла в огонь немало подливали и СМИ, и, по мере того, как они зачастую предвзято освещали этот вопрос, недовольство мигрантами усиливалось. Маховик стал раскручиваться. Тем более, что эти вопросы действительно беспокоили россиян.

К тому же понятно, что оставлять бесконтрольно такую важную область, в которой заняты буквально десятки миллионов людей, нельзя. Это безответственно и с точки зрения государственных интересов нашей страны, и с точки зрения интересов самих россиян, безотносительно их национальности и "страны происхождения". Поэтому руководством страны и был принят ряд комплексных мер.

Стоит отметить, что большую роль в наведении порядка сыграл отказ от системы квотирования и переход на патентную систему (патент в данном случае — разрешение на работу. — Прим. ред.) как для работающих у юридических лиц, так и для работающих у лиц физических. Это позволило вывести значительную часть иностранных граждан из тени, заставить их платить налоги. Отчасти это решило и еще ряд проблем, казавшихся до этого нерешаемыми в принципе.

Патенты, наряду с разрешениями на работу (они остались для визовых стран), позволили проводить качественный медицинский осмотр всех иностранцев, которые их получают. Кроме того, теперь мигранты обязаны (за деньги опять же) сдать не очень сложные тестовые экзамены на знание русского языка, истории и российского права, а также получить медицинскую страховку. К тому же патент не дается, если у человека нет официально регистрации по месту жительства. Еще человек обязан получить и ИНН, без ИНН работать у нас тоже нельзя. И обязательна дактилоскопия.

Второй фактор, несколько снизивший напряженность, — въезд в нашу страну сейчас временно запрещен любому иностранному гражданину, кто допустил хотя бы два любых административных правонарушения, за исключением тех, кто имеет близких родственников-граждан РФ. За счет этого примерно для 1,6- 1,7 миллиона иностранных граждан въезд в Россию был временно (от 3 до 5 лет) закрыт.

В результате этой меры и снижения курса рубля снизилось общее число мигрантов в России. Но уменьшение их числа произошло отнюдь не в разы, как некоторые думают. По данным Федеральной миграционной службы, на территории России в последние годы обычно находилось порядка 11 миллионов иностранных граждан, сейчас — порядка 9,5 миллиона.

Некоторые эксперты оспаривают эти цифры. Одни считают, что иностранцев в РФ меньше — около 6-7 миллионов, другие же, наоборот, полагают, что их гораздо больше. Но, как бы то ни было, иных объективных данных (кроме разве что данных переписей населения) у нас нет, и получить общее представление о динамике изменений по официальным цифрам вполне можно.

Кроме того, произошло также некоторое снижение числа преступлений, совершаемых иностранными гражданами в отношении россиян и самих же иностранных граждан. Причина — как снижение численности приезжих, так и усиление контроля и улучшение качества контингента.

Стоит особо заметить важность того, что средства массовой информации стали более взвешено и конструктивно подходить к теме миграции и межнациональных отношений. Это сыграло весьма и весьма большую роль в том, что преступлений на этой почве стало меньше.

Весь этот комплексный, системный подход сыграл свою роль в том, что в Российской Федерации произошло снижение межнациональной напряженности и антимигрантских настроений.

Москва, столичное правительство, на мой взгляд, весьма качественно решают эти проблемы, понимая и плюсы, и минусы от иностранной миграции. Формула, что работа должна в первую очередь принадлежать россиянам, а все, что делается у нас в стране — в первую очередь делается для граждан России, стала активно работать и внедряться в практику.

К этому добавился еще один внеплановый фактор — события на Украине. Они тоже, по мнению ряда экспертов, повлияли на ситуацию.

В России стычек с мигрантами все меньше, в отличие от ЕС. В России стычек с мигрантами все меньше, в отличие от ЕС.

Сила отрицательного примера

— А какую роль в улучшении ситуации в РФ сыграла Украина?

— Люди наглядно увидели, к чему приводит национализм. У многих теперь на подкорке записано, что может произойти со страной, если националистические, ксенофобские тенденции возобладают. А тенденции такие есть всегда, в любом обществе.

Кроме того, внимание прессы сместилось с темы мигрантов на украинские события, впрочем, сейчас и оно ослабевает, хотя там по-прежнему происходят ужасные события, по-прежнему гибнут люди. Так что какие темы окажутся в фокусе внимания СМИ в будущем — вопрос. Не хотелось бы, чтобы внимание общественности было опять в первую очередь приковано к миграционной и связанной с нею межнациональной проблематике.

"Если не сажать, то ничего и не вырастет"

— Какие изменения произошли в сфере охраны правопорядка?

— И полиция, и общественность стали относиться к этой теме более взвешенно, пресекая правонарушения, но лояльно относясь к законопослушным иностранцам.

Отмечу, что при всей кажущейся лояльности и толерантности у нас никто не хочет повторения европейских беспорядков и неурядец из-за миграции. Люди наши внутренне готовятся противостоять такой угрозе, если она возникнет.

Стоит заметить, что в Москве и во многих других регионах страны, согласно Закону об участии граждан в охране общественного порядка, в рамках работы добровольных народных дружин (в Москве это Московский городской штаб народных дружин, который возглавляет генерал Владимир Семерда) созданы так называемые "миграционные патрули". В Москве эту структуру возглавляет член Общественно-консультативного совета при УФМС России по г. Москве Григорий Вовк. Это официальные структуры, тесно взаимодействующие с полицией и работающие под ее полным контролем.

В Москве к тому же еще работает сеть Общественных пунктов охраны порядка (ОПОПов), которая в том числе выявление места нелегального проживания иностранных граждан, "резиновые квартиры". Работу ОПОПов, кстати сказать, курирует депутат Московского городской Думы Инна Святенко.

Общественным советом при УФМС России по г. Москве были привлечены добровольные помощники из числа общественных активистов, которые также немало сделали для выявления мест нелегального проживания иностранцев.

Эта системная работа позволила в свое время ежемесячно выявлять по нескольку сотен адресов, массового нелегального проживания иностранных граждан, сыграв немалую роль в наведении порядка на этом направлении.

— Их депортировали?

— Многих выдворили. Многих и депортировали (юридически это разные вещи). Но все это делалось на законных основаниях. Прежде всего приходила полиция и смотрела, на каком основании люди там находились. И тех, кто находился незаконно, депортировали или выдворяли с территории нашей страны. Работодателей же штрафовали. Против отдельных дельцов возбуждали уголовные дела за организацию нелегальной миграции — эта статья теперь есть в нашем Уголовном кодексе. Естественно, что некоторым удалось все же избежать справедливого наказания, а жаль… Ведь, на мой взгляд, если не сажать, то ничего и не вырастет.

Наказание рублем

— Какое наказание существует сейчас для работодателей, использующих труд нелегальных мигрантов?

— По Москве, Московской области и ряду других регионов страны штраф составляет до миллиона рублей за одного нелегально работающего. К тому же ныне работодатель обязан уведомлять полицию о любом нанятом иностранце. Поэтому, надо заметить, многие наниматели не хотят связываться с иностранцами в принципе. Говорят, что больше забот, не хотят попадать "на карандаш". Это в принципе ломает стереотип, что иностранец выгоднее россиянина, позволяя фактически именно гражданам России пользоваться преимущественным правом при поступлении на работу.

Замечу, что теперь не только работодатель обязан уведомлять о том, что у него работает иностранный гражданин, но и иностранный гражданин, работающий по патенту, обязан не позднее, чем через месяц после получения патента, предоставить трудовой договор с работодателем. По этому договору он также платит налоги. Так что суммы, поступающие в российский и местные бюджеты гораздо выше, чем только плата за патенты, поступающая в бюджеты местные.

Это, кстати, заметно простимулировало региональные власти самым пристальным образом относиться к вопросу работы иностранных граждан и к контролю за ними. Теперь это не только политический вопрос, но и вопрос наполняемости местных бюджетов. Правда, пока, к сожалению, не все это осознали.

Внедрение патентной системы принесло в бюджет страны в прошлом году порядка 32 миллиардов рублей, из них в Москве — порядка 12 миллиардов. Это приличная сумма даже для столицы.

За семь месяцев текущего года мы получили в Московский бюджет только от патентов, которые приобретаются в Центре Сахарово уже больше семи миллиардов рублей — больше чем от зарегистрированных в столице нефтяных компаний. А по стране — более 24 миллиардов, то есть вдвое больше, чем за аналогичный период прошлого года. И это при том, что, например, граждане Киргизии за это время "выпали" из этой системы, так как их государство вошло в Евразийский экономический союз (ЕврАзЭс, ЕАС). Хотя такое "неучастие" членов ЕврАзЭс в системе контроля за иностранцами, в том числе в медицинском аспекте, — это проблема.

Обращаю ваше внимание, что этот доход в казну от мигрантов поступает без учета налоговых вычетов. То есть официально работающий иностранец может в конце года вернуть себе деньги, уплаченные за патент, через бухгалтерию. В прошлом году в Москве, например, налоговых вычетов на этом основании было сделано на сумму 1,6 миллиарда рублей, что, кстати, опровергает миф о правовой неграмотности иностранцев. Многие из них адаптированы к российским реалиям гораздо лучше россиян.

— Где трудовые мигранты проходят медицинские проверки?

— В Москве их здоровье проверяют только в Центре Сахарово. Все остальные медицинские учреждения в столице из проверки исключили, потому что было очень много подделок. Так что в итоге решили вопрос кардинально. И весьма, на мой взгляд, эффективно. За Центр Сахарово можно ручаться, там "мимо проскочить" нельзя. Так же, как патент, мигрант приобретает и договор обязательного медицинского страхования. Именно приобретает, за деньги. В Центре Сахарово работает ряд страховых компаний, из которых можно выбрать тот страховой пакет, который нужен.

Масса вопросов, которых ставили эксперты, в том числе и на заседаниях Общественно-консультативного совета при УФМС России по г. Москве, оказалась решена полностью или частично через создание таких миграционных центров, как Сахарово. В их числе и вопрос по адаптации и интеграции иностранцев в России.

Весьма положительным, на мой взгляд, является то, что иностранные граждане, желающие работать в России, обязаны сдать тесты на знание русского языка и истории и законодательство Российской Федерации. Кстати сказать, несмотря на простоту тестов, первичный отсев составляет 15-20 процентов. Кто сразу не сдает, могут пересдавать второй, третий раз — да хоть двадцатый раз. Но — за деньги. Заплати пятьсот рублей — и сдавай хоть тридцать раз!

Надо сказать, что тест — достаточно легкий, простой. Некоторые эксперты и работодатели возражают против тестирования, говоря, что, мол, например, сезонным сельскохозяйственным рабочим это не нужно. Но все же, на мой взгляд, если человек приезжает к нам работать, ему нужно знать основы, азы нашей культуры. Не можешь — учись, тренируйся и только потом приезжай. Эта мера сразу же резко подняла роль русского языка и желание иностранцев его учить.

Подготовил к публикации Юрий Кондратьев

Беседовала

Автор Ольга Таболина
Ольга Таболина — журналист, бывший выпускающий редактор Правды.Ру *
Куратор Людмила Айвар
Людмила Áйвар — российский юрист, общественный деятель *
Обсудить