"С подростковой преступностью борются все службы полиции"

Детская преступность: Проще предотвращать, чем карать

Как работает подразделение полиции по делам несовершеннолетних? Чем чревата постановка на учет подростка? И как решается проблема детей из неблагополучных семей? На эти и другие вопросы Pravda.Ru ответил начальник отдела по делам несовершеннолетних УМВД России по району Северное Тушино города Москвы старший лейтенант полиции Иван Глушков.

— Как у вас происходит работа с малолетними правонарушителями? За что они попадают в поле вашего зрения?

— Закон у нас один для всех, и все правонарушения, которые присущи взрослым, совершают и несовершеннолетние. Собственно говоря, для пресечения и для профилактики всех этих пагубных деяний и создано наше подразделение. Мы не всегда можем составить какие-то протоколы, потому что это все-таки дети, но если они совершили серьезные правонарушения, мы ставим их на учет.

— Что подразумевается под "серьезными правонарушениями"?

— Распитие спиртных напитков, самовольный уход из дома, кражи, мелкие хищения. Если человек не достиг возраста уголовной ответственности, все материалы собираются и отправляются в комиссию по делам несовершеннолетних. Комиссия рассматривает, и принимает решение поставить на учет.

— А если, допустим, ребята подрались в школьном дворе и кто-то вызвал полицию, то все сразу попадут на учет, или будет еще разбор полетов?

— Здесь должен быть индивидуальный подход к каждой проблеме, за которую дети попадают в милицию. Все это тщательно разбирается, ведутся профилактические беседы. Никто не записывает сразу всех в бандиты, не ставит на учет. Решение принимается после разбирательства.

— Правильно ли я понимаю, что ставят на учет тогда, когда человек попадает несколько раз в поле зрения полиции, или когда совершает особо тяжкий проступок?

— Сложно сказать. Смотря, что он сделал. У нас есть правовые акты, нормативы, приказы, которыми мы пользуемся. Нам предписано, что и как нужно делать. Но, конечно же, каждая ситуация индивидуальна, то есть не всех сразу ставят на учет. Это жизнь, кому-то хватает пальчиком погрозить, и он перестает это делать, кому-то какое-то грубое слово сказать. А кому-то, наоборот, надо помочь.

— Если несовершеннолетний гражданин попал на учет в ваше ведомство, ему будет закрыты некоторые пути, когда он повзрослеет? Могут его не принять куда-то на работу?

- Ситуация заключается в следующем: мы выявляем нарушения, составляем материалы. А решение поставить на учет или не поставить в большинстве случаев принимает комиссия по делам несовершеннолетних, в которую входят представители управы, опеки и попечительства, социальных служб. Решение принимают коллегиально. Если комиссия выносит постановление о постановке несовершеннолетнего на учет, карточка вносится в дело, и в дальнейшем при поступлении его в какие-то силовые структуры, при прохождении спецпроверок, конечно, будет высвечиваться, что он состоял на учете в отделении по делам несовершеннолетних за такую-то провинность. А так, это на усмотрение работодателя. В основном идет отказ в поступлении в какие-то вузы, например, в вузы МВД, ФСБ и тому подобные.

— А можете описать портрет несовершеннолетнего правонарушителя? Это человек из обеспеченной семьи или из необеспеченной?

— В 70-80 процентах случаев это неблагополучные и неполные семьи. Отцовского контроля не хватает, мама работает, нужно кормить, учить, на это нужны деньги. Ребенок остается предоставлен сам себе, и у него хватает времени на разные шалости, которые в определенный момент перерастают в правонарушения, за которые он попадает в поле нашего зрения. Мы стараемся помогать таким семьям. В органах соцзащиты, в органах опеки и попечительства создан специальный отдел для помощи. Вся эта информация есть на сайтах. Везде, чем можем, мы помогаем, но мы не всесильны. И не все к нам обращаются сразу, а обращаются уже тогда, когда уже что-то серьезное случилось. Конечно, мы проводим профилактические беседы в школах для детей. А вот с родителями это редко бывает. Только на родительских собраниях. Но менталитет у наших людей такой, что они  не хотят идти в полицию.

— Так как вы имеете дело с несовершеннолетними, то в какой-то момент в вашу работу должны включаться органы опеки и попечительства. Как это происходит? На каком этапе они подключаются, и каково ваше взаимодействие?

— Большую роль в выявлении неблагополучных семей играет участковый уполномоченный полиции. Он на своем административном участке выявляет семьи, где родители употребляют алкогольную продукцию, не принимают участие в воспитании детей, или в квартире созданы невыносимые условия для жизни детей. Они сообщают нам, и мы выходим по адресу, составляем акты, вызываем органы опеки и попечительства. Если для ребенка, для его жизни и здоровья существует опасность, они принимают решение об изъятии ребенка из данной семьи, вызывается специализированная скорая помощь, ребенка забирают. Мы составляем административные протоколы и отправляем их в комиссию по делам несовершеннолетних на рассмотрение. А опека, попечительство выходят с ходатайством о лишении родительских прав и помещении ребенка в приют. Но это крайний случай, когда видно, что родители не справятся.

— Сколько детей  состоит в Северном Тушино на учете?

— У нас стоит 68 несовершеннолетних на учете, и 56 неблагополучных семей, с которыми мы ведем работу по исправлению. Создается индивидуальный план и ведется работа с семьей. Может быть, смешно покажется, но это действительно работает. Кроме того, сейчас очень много городских программ создано, и в соцзащите, и в тех же органах опеки и попечительства. На самом деле, государство очень много делает для этой категории граждан. Нам же патриоты нужны, нужно возвращать в общество людей, и государство не оставляет их сейчас в беде.

В Москве создано очень много программ. В районе у нас действует детский лагерь летнего отдыха для семей нуждающихся, находящихся в социально опасном положении, для несовершеннолетних детей, состоящих на учете. Это программа соцзащиты города. Родители могут оставить там детей с понедельника по пятницу, если они работают или у них не получается присматривать за детьми. Это дневной лагерь, в котором с детьми работают психологи, преподаватели, производятся разные экскурсии, то есть досуг им обеспечен, они не ходят по улице без присмотра. Эти программы реально работают. Все это доступно сейчас, тем более, XXI век, все в интернете есть, на сайтах можно посмотреть.

— А еще какие мероприятия сейчас, в летний период у вас на территории происходят?

— У нас в районе проходят операции "Подросток", направленные на пресечение бродяжничества или других правонарушений, связанных с несовершеннолетними. Главная задача данной операции — это выявление неблагополучных семей. В этой операции заняты все службы полиции, не только отделение по делам несовершеннолетних. Тут, я бы даже сказал, отделение по делам несовершеннолетних — это курирующий орган, а в операции задействованы все службы: патрульных инструктируют, чтобы они ночью выявляли несовершеннолетних без родителей, тех, кто распивает спиртное и т. д. Зона ответственности участковых — это жилой сектор, это выявление неблагополучных семей. То есть, практически все службы задействованы в данной операции. Сейчас очень большое внимание уделяется несовершеннолетним.

— С какой регулярностью проходит операция "Подросток"?

— Раз в три месяца проводится окружная операция, так же, как и городская. Есть еще много операций, которые мы проводим своим отделом, своими силами. То есть это даже можно называть не операцией, а каждодневным трудом. Независимо от того, идет операция "Подросток" или она не идет, все равно все наряды занимаются данной проблемой, это у них в приказах прописано, и у патрульной службы в том числе. То есть они должны не только разбои раскрывать, но и заниматься подростками.

Подготовила к публикации Мария Сныткова

Беседовала

Автор Елена Тимошкина
Елена Тимошкина — шеф-редактор Правды.Ру *