Рабство: Не застрахован никто?

"Рабство не исчезло, оно стало глобальным"

Казалось бы, рабство — это что-то из учебника истории, оно запрещено во всех странах. Для сравнения, в США к 1860 году насчитывалось четыре миллиона рабов. Сейчас таков годовой оборот "живого товара" в мире. Кто они, сегодняшние рабы? Как не попасть в их число? Об этом Pravda.Ru рассказал эксперт Центра миграционных исследований Федор Синицын.

— Каковы масштабы и формы современного рабства? Что это за явление? Почему этот подпольный рынок не просто существует, судя по всему, даже процветает?

— Да, к сожалению это так. Хотя, когда говорят "рабство", большинство сразу представляет какой-то древний мир или Америку, работу чернокожих на рабовладельцев. К сожалению, это явление до сих пор существует. Всегда будут находиться преступники, которые будут стремиться эксплуатировать рабский труд беззащитных людей, которые не могут за себя постоять.

Что касается форм рабства, то в основном они какими всегда были в мире, такими и остаются. К сожалению, к эксплуатации труда человека, добавилось и изъятие его органов. И хотя чаще всего это одноразовый процесс, но очень прибыльный.

В основном же рабство — традиционная эксплуатация на производстве или в сельском хозяйстве. Есть фабрики, где содержатся рабы, которые шьют одежду или создают какие-то другие вещи. Распространено детское рабство. Даже в Китае дети, находясь практически на положении рабов, работают на заводах и фабриках, которые собирают игрушки для детей из богатого мира.

— Есть ли какое-то определение рабства, рабского труда в современном мире?

— Рабский труд — это труд, из которого человек не может добровольно выйти. Человек может работать за еду, если он на это согласен. Человек может работать бесплатно, ведь есть волонтеры, которые ради благого дела бесплатно работают. Но этот волонтер в любой момент может сказать: все я больше не хочу быть волонтером, я ухожу. И никто не имеет право его удерживать.

А основной критерий рабства — это насилие. С его помощью принуждают к сельскохозяйственному труду на плантациях, где эксплуатируются современные рабы. Очень распространено во всем мире сексуальное рабство, сексуальная эксплуатация, когда девушек держат в публичных домах насильно и принуждают к занятию проституцией. Очень страшно, что появилось принудительное изъятие органов и тканей…

Современное рабство, как и весь мир, стало глобальным. Сейчас нелегальный преступный рынок очень унифицирован и глобализован, то есть из любой страны могут вывозить для любых целей.

— То есть, по сути, ничего не изменилось? Кроме того, что теперь представители всех рас и наций могут стать рабами?

— Теперь — все расы и национальности, да.

— Каковы масштабы рабского рынка?

— Конечно, точной цифры никто не знает. Но понятно, что общая численность попавших в рабство и эксплуатируемых в мире измеряется десятками, а то и сотнями миллионов человек. Масштабы растут в зависимости от наличия каких-то катаклизмов. Если где-то идет война, то, конечно, количество людей, попавших в рабство, увеличивается сразу же. Потому что там захватывают пленных, угоняют мирных жителей. Повсюду нестабильность, а люди бесправные. Их можно похищать, перевозить и эксплуатировать.

— Какие страны в большей степени с этим сталкиваются?

— Все страны так или иначе вовлечены в процесс торговли людьми. Они делятся на три категории. Первая — страны исхода, то есть те страны, откуда вывозят людей для эксплуатации. Вторая — страны транзита, через которые перевозят. И, понятно, — страны назначения, то есть уже те, где собственно человек эксплуатируется.

Странами исхода в основном становятся регионы, где большая бедность, высокая безработица, где есть высокий спрос населения на выезд, чтобы найти работу за рубежом. Этим и пользуются торговцы людьми для того, чтобы вовлекать людей в рабство. Под предлогом предложения работы человека вывозят, и на самом деле он попадает в рабские условия.

Чем беднее страна, тем больше у нее риск того, что она будет страной массового исхода для торговли людьми, поставщиком рабов.

— Дальше идут страны транзита?

— Да, в их число может попасть любая страна. Торговцы людьми, как им удобнее, так и строят маршрут. То есть обычно это происходит под видом туристической группы или группы работников, которые едут куда-то вахтовым методом работать. Работорговцы строят маршрут так, чтобы максимально запутать следы, поэтому обычно везут людей через третьи страны, делают несколько пересадок, чтобы потом полиции, если она кого-то будет искать, было максимально сложно проследить, куда же, в конце концов, попали люди.

— Как правило, жертв перевозят по их документам? Или с поддельными?

— Сейчас лучше применять термин "недокументированный человек". Потому что международное сообщество на уровне ООН решило, что человек сам по себе не может быть нелегальным. Потому что человек всегда легален. Обычно и перевозка делается легально, потому что так проще всего — нет риска для торговцев людьми попасться где-то на пересечении границы. Так что обычно это происходит по нормальным документам, и потом у человека эти документы отбирают.

Людей могут ввозить по туристическим визам, по которым нельзя работать. А когда человека ввезли, и он начал работать, ему говорят: ты работаешь по туристической визе, это запрещено, если ты сейчас начнешь протестовать, мы тебя сдадим в полицию. Ты нелегал, значит преступник, и тебя сейчас накажут.

— Наверное, многие сами предпочтут обратиться в полицию, чем вести такое бесправное существование?

— Эксплуататоры — очень хорошие манипуляторы. Они находят подход, например, говорят, что вот ты еще немножко поработаешь, и мы тебе все заплатим. А человек всегда, даже когда находится в какой-то трудной ситуации, надеется на лучшее. Бывает и просто прямое насилие и удерживание, но это уже в таких случаях, когда рабовладельцы совсем ничего не боятся.

Чаще всего в основе трудового рабства лежит манипуляция. Вот, знаешь, ты проштрафился, мы у тебя всю зарплату снимаем, потому что ты на пять минут опоздал, или еще что-то. Или людей просто-напросто поселяют так, что человек не может сбежать. Просто держат в замкнутом пространстве, закрытом помещении.

— В рабство попадают в основном люди из бедных, низкоквалифицированных слоев населения? Или особой разницы нет, и нужно опасаться всем?

— Как и любое преступление, оно может коснуться каждого человека вне зависимости от уровня образования, возраста, пола. В такую ситуацию попадают совершенно разные люди. Любой может оказаться в уязвимой ситуации, к любому можно найти свой подход. Торговцы людьми на каждого свой крючок могут изготовить. Поэтому никто не застрахован.

Подготовил к публикации Юрий Кондратьев

Беседовала

Автор Лейла Мамедова
Лейла Мамедова — журналист, экономический обозреватель Правды.Ру *
Куратор Людмила Айвар
Людмила Áйвар — российский юрист, общественный деятель *
Обсудить