В России могут появиться частные кладбища

Частные кладбища: бизнес на костях

Частные кладбища и даже семейные склепы могут появиться в России в скором времени. Отчасти данная инициатива должна послужить решению такой проблемы, как коррупция в похоронных структурах. Однако есть и очевидные минусы таких кладбищ — на том же Западе много чудовищных историй о ликвидации могил из-за отсутствия финансирования со стороны потомков.

Министерство строительства и Федеральная антимонопольная служба предлагают разрешить новые виды мест последнего упокоения. И наряду с ныне существующими муниципальными кладбищами — добавить в перечень, содержащийся в Законе "О погребении и похоронном деле", частные и религиозные.

Вопрос этот не просто назрел — он перезрел. Собственно, речь идет всего лишь о возвращении исторических традиций — в дореволюционной России также имелись кладбища и общего пользования, и принадлежащие частным учреждениям, и отдельным религиозным конфессиям.

Последнее наиболее понятно — верующие люди чаще всего предпочитают быть похороненными с единоверцами, на освященной земле. Совсем хорошо, если прямо на этой территории находится церковь или иное культовое здание, где можно отправлять поминальные службы. А не так, как происходит на большинстве обычных кладбищ — когда в поминальные дни священнослужителям приходится "работать" (в лучшем случае) на принесенных из близлежащих домов столах и стульях.

Но и неверующие, а также маловерующие люди тоже нередко страдают от существующего порядка похорон на имеющихся кладбищах. Главным камнем преткновения обычно является их переполненность и куча нормативных запретов. К примеру, скончался мужчина — а его жена последовала за ним в мир иной спустя несколько лет. Естественно, что супруги после смерти хотели быть похороненными рядом. Но не тут-то было: если рядом со старой могилой места нет, то похоронить другого родного человека можно разве что в виде урны с прахом. Что, опять же, не свойственно ни российской светской, ни религиозной культуре — и у христиан, и у мусульман, и у иудеев.

Читайте также: Семейный склеп - только за взятку?

А не так давно был случай, когда в автокатастрофе погиб известный блогер вместе с женой. Но он-то умер мгновенно, а жена — спустя неделю, в реанимации. Между тем, по санитарным нормам, если один гроб уже захоронен, копать могилу рядом с ним разрешается не ранее, чем через два года.

Реально подобные проблемы решаются просто — через взятку. Тогда работники кладбища могут и выделить участок земли на несколько могил "на будущее", без справки о смерти, и разрешить погребение покойника рядом с прахом родных даже тогда, когда официально это запрещено. Но и стоит это недешево. Так, например, весной прошлого года управляющий кладбища "Кудашиха" в не самом большом населенном пункте Городец Новгородской области был задержан при получении взятки в 331 тысячу рублей.

Но ведь подобные вопросы во всем мире решаются куда более цивилизованно. С помощью так называемых "семейных склепов", например. Специальных строений, куда в пол и стенные ниши помещают гробы с усопшими представителями одной семьи. Вне зависимости от времени смерти, и не обращая внимания на "перенаселенность" обычных кладбищ. Конечно, такие услуги стоят дополнительных денег, но, исходя из вышеприведенного примера, желающие их получить обязательно найдутся.

В конце концов, так уж устроена человеческая психология — люди часто не находят для своих стареньких пап и мам, бабушек и дедушек времени проявить душевное тепло при жизни. Но когда проявлять его становится уже поздно — стараются компенсировать это повышенной "посмертной" заботой. Отсюда и гробы из красного дерева, и похороны по высшему разряду, и поминки в дорогих ресторанах, и дорогущие памятники. Посему можно предположить: на что, на что, но на семейные склепы или на огороженные для нескольких могил участки кладбищенской земли деньги найдутся у многих.

Пожалуй, куда большей проблемой выглядит другой момент. Хоть частные, хоть чисто конфессиональные организации в качестве гарантов надежности последнего упокоения усопших выглядят все же менее надежно, чем государство. Фирма может разориться, церковный приход — распасться, и соответствующие кладбища останутся бесхозными. На такой случай можно было бы предусмотреть своего рода "страхование от банкротства", когда в случае последнего государству, муниципалитету (или иному правопреемнику похоронной фирмы) перейдут деньги на компенсацию возросших забот.

Читайте также: Похоронные обряды: от древности до 3D

А еще западный опыт, помимо положительных, дает и такой безнравственный пример, как "санкционированное уничтожение захоронений" из-за отсутствия денег у родных и близких на их содержание. Так, в прессе 90-х годов нередко появлялись просьбы помочь деньгами на очередной взнос для сохранения могил офицеров Белой Армии, похороненных на парижских кладбищах.

Думается, чтобы исключить такие эксцессы, не мешало бы включить в российский закон о похоронном деле норму о том, что захоронение на частном или религиозном кладбище может быть только бессрочным. И деньги за это (если они требуются) должны быть внесены сразу, чтобы не ставить сохранность праха усопших в зависимость от финансового состояния живых родственников. Слишком велика сумма для однократного взноса — пусть берут кредит, но его залогом должен служить не вечный покой близких людей, а другие, более "земные" ценности.

Возможно, для стимулирования активности в организации новых видов кладбищ надо будет внести поправки в некоторые санитарные нормы, выглядящие порой очень надуманными. Так, в крупных городах места захоронений должна отделять от жилой территории километровая санитарная зона. Вроде бы оправданно — с точки зрения медицины.

Читайте также: Чиновники займутся темой вечности

Но достаточно посмотреть на огромное количество сельских кладбищ, отделенных от жилых домов лишь узенькой улицей, чтобы понять — норма эта основана на очень уж большой "перестраховке". А обязательное асфальтирование, подведение водопровода и мусоросборников? Солидная фирма, быть может, с этими проблемами и справится (переложив их оплату на карманы клиентов), но небольшая религиозная община точно в отчаянии разведет руками.

Так что на такие моменты тоже надо будет обратить внимание законодателям — прежде чем они займутся решением очень актуальной проблемы цивилизованной организации последнего упокоения.

 

Автор Юрий Носовский
Юрий Носовский — журналист, внештатный корреспондент Правды.Ру
Обсудить