Алексей Клоков: Дорогой бездомный художник

Писательница и владелица сети "Студий маникюра Лены Лениной" Лена Ленина специально для Pravda. Ru проинтервьюировала самого модного и дорогого на Рублевке художника Алексея Клокова. Главные темы интервью — коммерческая живопись, художественные вкусы состоятельной публики и процесс создания произведения искусства.

Лена Ленина: - Вы работаете с цветом круглосуточно, а есть ли у вас любимые цвета?

Алексей Клоков: - Цвет — это удивительная субстанция. Основная масса людей живет в определенных цветовых решениях, и это происходит на протяжении нескольких десятков лет. У людей есть свое пространство, в котором они живут, это пространство меняется в лучшем случае один раз в 3-5-7 лет. Так и живут люди в одних и тех же цветосочетаниях.

Так как я много пишу, мне необходимо создавать картины, не похожие друг на друга, сочетая несочетаемые цвета. Мне всегда нравились чистые, яркие, открытые цвета, хоть мы постоянно слышим в академическом преподавании, что открытые цвета использовать не рекомендуется и надо их приглушать. Я же считаю, что жизнь наша и так скудна и сера в силу определенных обстоятельств.

Мне очень нравится черный цвет, хотя в открытой живописи черный цвет — это абсолютный анахронизм, и мне приятно, что люди мне доверяют и некоторые работы в черном цвете приобретают. Я также очень люблю красный цвет, кармин. Это целая драматургия, музыка, оркестр! Роман с цветом — это роман, который не заканчивается никогда.

ЛЛ: — На некоторые цветовые сочетания, используемые художниками в картинах, без пары успокаивающих таблеток "Тенотена" не взглянешь. Ваши сочетания цветов при всей их яркости и открытости обладают каким-то аристократизмом и элегантностью в сочетаниях. Я видела в домах миллиардеров ваши работы в разных стилях и жанрах, и, как у Пикассо, у вас, наверное, были периоды. В каком периоде вы сейчас?

АК: — Я бесконечно люблю Пабло Пикассо и бесконечно уважаю. Это был удивительный человек авантюрного склада! Я не могу сказать, что у меня сейчас какой-то определенный "период" или "не период", я иду на поводу обстоятельств.

Если готовится какая-то выставка, то я следую по концепции и по пожеланиям организаторов, которые задают творческий вектор. В плане же исполнения — мне дается абсолютная свобода. На сегодняшний день мне очень интересен проект, который я делаю для ваших, Лена, двух новых домов в Кембридже на Новой Риге и в Марселе на Калужском, хотя задача стояла необычайно сложная по технике исполнения и по конечному результату (Ленина заказала 100 работ (!) -прим.Ред.).

Но то, что у меня получается, мне нравится. Этот проект уже практически завершен, и он дал рождение новому проекту: в черно-белые работы я ввел насыщенный красный (эпизодически). И эти работы очень понравились людям, которым я их показывал, в том числе нескольким владельцам галерей в Канаде и США. Один проект рождается за другим, и так растет художник.

ЛЛ: — Интересно, в каком доме вы живете и что на стенах висит у вас? Опишите, пожалуйста.

АК: — Я живу в мастерских и принципиально не имею своего жилья, у меня вся жизнь проходит в мастерских — любое время, которое я трачу вовне, я считаю временем потерянным. У меня много мастерских по всему миру, в Москве — не одна и не две, а больше.

Абсолютно все мастерские заполнены моими произведениями. Та мастерская, где я живу сейчас, заполнена работами, которые уже не токсичны, которые уже высохли. В других мастерских висят свеженаписанные работы, но ни одного свободного места в них нет.

Переезжая из одной страны в другую, я переезжаю из одной мастерской в другую, и другие страны я часто вижу только по дороге от аэропорта до мастерской. Сейчас около меня висит примерно 200 картин. Когда дилеры что-то продают, освобождаются какие-то места, но они быстро заполняются)).

Алексей Клоков: Дорогой бездомный художник

ЛЛ: — Как долго художник пишет одну работу: минимум и максимум? И зависит ли это от его трудоспособности? Или вдохновение существует, а муза действительно прилетает?

АК: — Это зависит от художника и от техники. Например, я редчайший лентяй, и работать над произведением несколько недель для меня каторга. Представьте себе, сколько негативного будет сформировано в этом произведении. Невозможно на столько времени полностью отрешиться и сосредоточиться только на написании картины — все равно нужно отходить, заниматься какими-то жизненно важными повседневными делами, принимать пищу, спать, тем более, что каждый день приносит что-то новое: не всегда это только хорошее — и все это будет отображаться на картине.

Лично я не могу работать над картиной больше часа. Но к некоторым я возвращаюсь даже через год или два. Масло, которое я наношу, имеет период полной полимеризации до трех лет, поэтому когда мне что-то не нравится или что-то хочется добавить, я это делаю.

Процесс психологической работы при создании произведения искусства не прерывается, поэтому оно может "вынашиваться" определенное время. Также долго могут создаваться те работы, в которых присутствует сложная техническая составляющая. Например, у меня есть одна работа, в которой сублимировано 1,5 кг золота: для начала я сделал лист из массива золота и далее над этим произведением я работал долго.

Самое главное для меня — это найти нужное состояние: я не пишу, когда плохо себя чувствую, я не пишу, когда у меня плохое настроение или когда у меня есть хотя бы малая толика каких-то болевых ощущений, я постоянно жду более менее взвешенного состояния, чтобы писать картины.

ЛЛ: - Не беспокоит ли вас то, что многие состоятельные люди, имея высокую покупательскую способность, иногда не имеют достаточного художественного образования, чтобы оценить те или иные произведения искусства и часто переплачивают за недостойные работы или, наоборот, не хотят платить адекватную цену за гениальные. Как профессионалы-художники могут повлиять на уровень осведомленности состоятельных покупателей?

АК: - Художник должен трудиться, совершенствовать свое мастерство. И чем качественнее он будет делать свою работу, не халтуря и не ленясь, тем больше он будет профессионалом. На мой взгляд, художественное образование для каждого покупателя не требуется. Потому что люди, в большинстве своем, к сожалению, искусством интересуются в очень ограниченных масштабах: выставки, галереи.

А те, кто регулярно покупает картины, — они уже опытом научены, на своих ошибках. Удачное приобретение — это то, которое радует вас и приносит в вашу жизни что-то хорошее. Только постоянно работая и самосовершенствуясь, художник может заставить самую жадную и необразованную голову щедро заплатить за произведение.

Беседовала

Автор Лена Ленина
Лена Ленина — российская и французская писательница, фотомодель, телеведущая, внештатный корреспондент Правды.Ру *
Обсудить