Водосчетчики: Как дурят нашего брата?

Как часто вам звонят с предложением поверить прибор учета воды? Как отличить, навязывают ли вам услугу мошенники, или действительно пришло время поверки водосчетчика? Как жульничают с приборами управляющие компании? Об этом рассказал ведущий эксперт по жилищному праву и ЖКХ общероссийского общественного движения "За права человека" Виктор Федорук.

— Примерно десять лет назад вышел закон, обязывающий владельцев квартир устанавливать приборы учета воды. Прошло несколько лет, и начались массовые звонки владельцам счетчиков с предложением, переходящим в требование, а иногда и в угрозу, этот счетчик поверить. В разговоре выясняется, что эта поверка платная. Расскажите, пожалуйста, что происходит? Откуда эти организации взялись?

— Наши власти надеялись поставить счетчики для того, чтобы вести точный учет расхода воды. Те, кто поставил счетчик, имеют выгоду от этого, счетчик окупается в течение квартала. Если мало потребителей, за полгода его можно окупить. Потому что тем, кто не имеет счетчиков, начисляют потребление горячей и холодной воды по нормативу, а он такой, что можно не одному человеку помыться, а слона московского зоопарка можно помыть тем суточным потреблением, которое на человека прописывают. И если мы ставим счетчики, мы экономим воду.

А потом, когда не все граждане поняли, что можно сэкономить, стали придумывать постановления правительства, которые наказывают за то, что не поставишь. С января у нас есть повышающие коэффициенты. Но есть регионы, которые еще в прошлом году ввели такие коэффициенты. Например, Москва — в два раза. Не поставил счетчик, мы тебе посчитаем по двум нормативам. Возможно, власти хотели знать точную картину — сколько у нас воды на самом деле потребляется. Если поставить счетчики, мы можем определить, в каком состоянии наша система водоснабжения. Если на дом подали, например, 100 кубов, а оплачено 90, значит, где-то эти недостающие десять кубов пропали: трубы текут или еще что-то, на что надо обратить внимание.

Выходит, власти были в этом заинтересованы. А работники ЖКХ? Им же невыгодно, чтобы люди платили меньше.

— Такие работники ЖКХ, которые действительно посчитали, что им невыгодно, выводят из строя другие счетчики — общедомовые. Потому что, например, не все в доме жильцы поставили приборы учета. А есть домовой прибор. Тем, кто поставил, жилконторы начисляют по квартирному счетчику, а тем, кто не поставил, по домовому. А если домовой счетчик убрать, тогда компания будет платить по нормативам, и будет все хорошо.

Теперь давайте поговорим о тех, кто поставил счетчики, о том, как их дурят. Такие звонки, о которых вы сказали вначале, действительно раздаются. Поверка есть действительно, она прописана в паспорте прибора горячей и холодной воды: четыре года для одного счетчика и шесть — для другого. В паспорте прописано, что за год изготовитель гарантирует нормальную работу этого счетчика в течение такого-то времени. А дальше рекомендует сделать поверку. Но поверка — это копеечное дело, 500-600 рублей за счетчик.

— Но предлагают и за две тысячи с чем-то поверить!

— Я вам говорю, во что действительно это обходится. А мошенники исходят из того, что если они вам будут предлагать за две-три тысячи это сделать, вы не согласитесь на это и пойдете на следующее предложение. Дальше цена понижается. Если 2500 рублей стоит установка нового счетчика, не исключено, что вы махнете рукой и скажете: а давайте поставим новый счетчик.

Почему? Потому что вам будут вешать лапшу на уши, говорить о том, что ваш счетчик плохо работает. Цель — раскрутить вас на дорогостоящую услугу, замену прибора учета на якобы новый. Но можно поставить новый, а можно поставить соседский. Причем сосед был так же обманут, ему сказали, что мы вам снимаем, потому что он плохой, и ставим этот. Соседу поменяли на соседский, и все хорошо.

Я рекомендую: когда вам звонят эти организации и говорят, что есть постановление заменить счетчик или поверку вашего прибора сделать, говорите, что вы уже сделали все. Спросите: "А разве у вас в базе данных нет таких данных, что у меня уже все сделано?!" Эти данные, о том, кому поставили счетчики, фирмы друг другу продают. Но надо отметить, что государство в некоторых регионах уже созрело, пытается исправить ситуацию и обязывает такие компании делать поверку счетчиков за 500-600 рублей.

— Но если вам ставят счетчик под видом нового, значит, должны быть упаковка, документы и т.д.?

— Вот на это надо обращать внимание. Если это счетчик, у него показатель не больше куба может быть. Когда изготовили счетчик, на заводе он проходит тестирование. Прогоняют несколько литров, меньше куба даже, чтобы посмотреть, в ту ли сторону вертится. Если в ту, значит, рабочий и готов для продажи.

— А откуда взялась эта масса фирм по обслуживанию водосчетчиков?

— Фирмы могут быть вообще нарисованные. Это сантехники, которые просто умеют это делать. Для того чтобы заменить счетчик, не надо иметь ни разрешение метрологической службы, ничего — просто начальник печать поставил, акт ввода подписали, и все. А поверка, на самом деле, дешевая, если попадаете на фирму, которая действительно уполномочена эту поверку делать.

— Моя знакомая после звонков из таких фирм пошла в МФЦ и пожаловалась. Показала договор, в котором написано, что счетчик установлен в 2013 году и первая поверка — через четыре года, то есть в 2017-м. И ей девушка из МФЦ говорит: "Знаете, у нас тут в базе неверно установлен срок — у нас стоит, что вы в 2013-м поверить должны. Я вам сейчас поменяю на 2017 год, и вас беспокоить перестанут". Выходит, если мошенники ориентировались на эту пометку, то это утечка официальной информации?

— Возможно. Может быть, техническая ошибка, а возможно, утечка. Вашей знакомой надо пообщаться с соседями. Если у соседей тоже такая техническая ошибка, тогда можно писать уже письмо в прокуратуру на МФЦ, и там разберутся.

На самом деле, в базе данных есть сведения, когда у вас заканчивается срок действия вашего счетчика. И когда требуется проверка, эта служба, управляющая компания или МФЦ, обзванивают и предупреждают, что в следующем месяце они не имеют права принять у вас показания.

— Но ведь мошенники то же самое говорят!

— А вы проверьте данные, загляните в паспорт счетчика. Там указано, когда вы его ввели в действие. Если по срокам совпало, значит, вам действительно звонила или ваша управляющая компания, или МФЦ. А всех остальных посылайте. Хорошая, уважающая себя управляющая компания уже давно наладила контакты с порядочной сертифицированной службой, которая за минимальные деньги эту работу выполнит. В Москве, например, это Мосэнергосбыт — это государственная структура, у которой эта услуга стоит как раз в районе 500-600 рублей.

— А не могу я отказаться от поверки, если сама вижу, что счетчик исправен?

— Нет, у вас нет приборов. К вам приезжают люди с сертифицированными приборами, точными, подключают их параллельно к вашему, цепляют прибор на ваш кран и смотрят. Если ваш показал три литра и их показал три литра, все совпало, то вам выдают свидетельство. Несколько минут вся эта поверка длится. Но люди к этому готовились, они купили этот прибор, приехали к вам, это тоже стоит денег — транспортные расходы, например, как минимум, они несут. Они привезли вам документы, ксерокопии. И все это за 500 рублей.

— А могут как-то мошенничать с водосчетчиками управляющие компании?

— Да. Например, по температуре можно мошенничать. Горячая вода должна быть определенной температуры — 60 градусов, например. А они ее дают не 60, а 55 градусов, а берут за ту воду, которая прогрета на 60. И это незаметно — теплая, и теплая.

— Как можно самостоятельно измерить температуру воды? Термометром?

Вы своим термометром можете проверить, но вам никто не поверит. Сейчас многие структуры власти и депутаты говорят, что они о нас позаботились и сделали таким образом, что если нам управляющая компания будет ненадлежащим образом коммунальную услугу предоставлять, например, не до той температуры нагревать воду, она должна заплатить штраф в нашу пользу.

На самом деле, право у вас есть, но при этом сами вы зафиксировать эту некачественную услугу не можете. Вы можете позвонить в управляющую компанию и сказать, что у вас вода течет на два градуса холоднее. Они спросят, каким вы прибором измеряли. Но даже если вы скажете, что у вас нормальный прибор, что вы его из института какого-нибудь принесли и специалист замерял, они ответят, что вашему прибору верить не могут, у них есть свой прибор, с которым они завтра или послезавтра к вам придут и замерят.

Как вы думаете, завтра или послезавтра будет нормальная температура этой воды? Конечно, они ее приведут в режим, сделают даже на градус больше и будут над вами смеяться. А если температура ниже нормы горячей воды, то мы должны платить, как за холодную. Понимаете, 150 рублей или 30 рублей - есть разница?

— Но, в принципе, возможно заставить управляющую компанию платить штраф?

— Возможно. Но если компания умышленно это делает, она не прибежит сразу к вам замерять это. Она выведет на режим и скажет, что сейчас сантехника нет, давайте через два-три часа. А этого достаточно, чтобы вывести на режим. Я, будучи депутатом, дал бы право совету дома со свидетелями фиксировать нарушение, вызвав своего сантехника, который будет на месте уже через 20 минут.

Интервью к публикации подготовила Мария Сныткова

Беседовала

Автор Лейла Мамедова
Лейла Мамедова — журналист, экономический обозреватель Правды.Ру *
Обсудить