Как уберечь детей от беды на дороге

Поведение детей на дороге остается для водителя непредсказуемым. Как уменьшить детский травматизм на дорогах и сократить количество ДТП с их участием? Какие правила перевозки детей действуют сегодня? Об этом Pravda.Ru рассказал замкомандира отдельного батальона ДПС ГИБДД УВД по ЮВАО г. Москвы, подполковник полиции Сергей Бельдий.

— По последним данным, падает или повышается детский травматизм на наших дорогах? Что происходит в Москве и по вашему округу?

— Что касается нашего Юго-Восточного административного округа, хоть незначительное снижение, но оно есть. Так, за 2015 год у нас произошло меньше на девять ДТП с участием детей. По сравнению с 2014 годом, у нас на одного ребенка меньше погибло. В 2014 году было два смертельных случая, в 2015 году - один. И ранено детей тоже на три ребенка меньше. В 2014-м было 73, в 2015-м - 70. Снижение незначительное, но оно идет.

И эта тенденция наблюдается по всему городу, хотя транспорта становится больше. Может быть, на это повлияла работа и государственных структур. В первую очередь, это и профилактические беседы, и пропагандистская работа в учебных заведениях, которую проводят и учителя, и представители ГИБДД, и министерство образования, все департаменты.

— А наблюдается ли сезонность в происшествиях на дороге, в которых участвуют дети? То есть, например, можно сказать, что летом больше травматизма, а зимой меньше, или наоборот?

— Да, естественно. У нас самыми аварийный месяц в плане ДТП с участием детей - сентябрь. Потому что дети возвращаются, в основном, все из-за города, из лагерей, позабыли о безопасности, привыкли свободно бегать по деревне или в пионерских лагерях. Еще опасен январь. Потому что в январе все дети находятся в Москве, и в большинстве случаев они зимние каникулы проводят дома.

Дети ведут себя безответственно, потому что они еще не осознают степени опасности. Но есть и доля вины родителей, потому что очень много пострадавших детей без сопровождения взрослых попадают под машины, родители отпускают их гулять самостоятельно.

— А какая основная причина, с вашей точки зрения, травматизма детей? Родители, что, должны изучать с ребенком правила дорожного движения?

— В первую очередь, сами родители должны подавать пример разумного поведения на дороге. Если папа или мама не нарушают правила дорожного движения, объясняют ребенку, как должно все происходить, как нужно себя вести на дороге, то все, они застраховали своего ребенка от беды.

И самое главное - надо объяснить, почему надо делать именно так. Потому что запретительные меры положительного эффекта не дают. Конечно, в первую очередь все идет из семьи, а школа — это уже дополнительное образование. Естественно, ребенок, видя безответственное поведение своих родителей на дороге, будет действовать точно так же. Потому что у него с детства откладывается в памяти: можно, как папа или мама, например, перебегать дорогу перед близко едущим транспортом, или можно пререкаться с сотрудником ГИБДД.

— Давайте вспомним правила перевозки детей в легковом автомобиле. Можно ли перевозить ребенка на коленях? До какого возраста ребенок должен находится в легковом автомобиле в автокресле?

— На коленях ребенка перевозить нельзя ни при каких обстоятельствах. У нас оговорен правилами дорожного движения четкий регламент перевозки детей. На переднем сиденье детей в возрасте до 12 лет можно перевозить только с использованием специального регулируемого устройства, так называемого детского сиденья. Несмотря на то, что есть у нас дети 10-летние, 11-летние, которые уже выглядят на 12 лет.

— Детское сиденье на переднее кресло можно ставить?

— Да, и только по ходу движения лицом вперед. Детское сиденье устанавливается сверху на сиденье — не вместо, а именно на пассажирское сидение справа! Через него продевается ремень безопасности, застегивается, после чего уже сажается ребенок в детское удерживающее устройство.

На заднем сиденье некоторые производители автомашин делают специальные удерживающие крюки, они находятся снизу, и в этом случае еще жестче сиденье крепится. Оно, как влитое, становится.

Можно перевозить также ребенка без специального удерживающего устройства, если есть возможность пристегнуть его ремнем безопасности. Для этого надо подложить ему подушку. Но ремень должен быть расположен таким образом, чтобы не наступило при резком торможении удушение. Есть некоторые родители, которые пристегивают ребенка, а у него ремень безопасности идет через лицо. Ремень должен быть посередине грудной клетки, для этого ребенку нужно подстелить что-то. Но нужно обязательно следить, чтобы ребенку было удобно сидеть. Сейчас продается много всяких приспособлений. Например, есть экономные варианты - сиденья без спинки. Они по высоте регулируются.

— Бывают ситуации, когда водителю вдруг надо посадить ребенка, но нет кресла. Что тогда делать?

— Опять же, в этом случае нужно на заднем сиденье пристегнуть ребенка и подложить что-то в качестве подушки. В крайнем случае, свернуть куртку, но так, чтобы ребенок сидел не на комке, не съезжал.

Естественно, если есть кто-то из взрослых сопровождающих, то лучше сесть рядом с ребенком. Если один водитель с ребенком, то понятно, что он не может его контролировать. Но лучше, конечно, тогда зеркало заднего вида в этот момент повернуть на ребенка, чтобы можно было следить и за движением, и за ребенком. Здесь нарушения не будет. Нигде не сказано, что именно водитель должен видеть в зеркале заднего вида. Ребенок же — егоза, он может вылезти из-под ремня безопасности и пойти гулять по салону. И в тот момент, если вы резко затормозите, будет получена травма. Так, в основном, и происходит.

— Какие травмы чаще всего получают пассажиры, сидящие на заднем сидении?

— На заднем сидении в основном получают травмы головы. Либо человек ударяется затылком, если удар происходит в зад автомобиля, или, если водитель резко тормозит, что очень часто происходит, получается травма о переднее сиденье. Это взрослый человек может легкий удар выдержать, а у ребенка все-таки еще кость неокрепшая, тем более носовая часть, там хрящ, чуть-чуть ударил — и уже перелом.

— Как вы считаете, Москва сейчас достаточно оборудована с точки зрения безопасности наших детей на дорогах. Правильно ли установлены пешеходные переходы, светофоры, "лежачие полицейские"? Хороши ли наши дороги рядом со школами и другими детскими учреждениями?

— В Москве больше всего этому уделяется внимание. И школы, в основном, у нас находятся во внутридворовых территориях. И в каждой школе есть паспорт безопасности дорожного движения, где указаны основные схемы маршрутов: как дети идут в школу, как они идут обратно из школы, их перемещения, если здания у школы два или на спортивную площадку, которая рядом находится. В основном, школы у нас обнесены заборами.

Все детские школы перед началом учебного года обследуются на предмет соответствия правилам обеспечения безопасности дорожного движения. Где необходимо, устанавливаются знаки, так называемые "лежачие полицейские" (искусственная неровность, для ограничения скорости движения). В основном, возле школ, так, где пролегают дороги, установлены эти искусственные неровности. Дорожные знаки, по новому ГОСТу, должны иметь желтую кайму, которая лучше видна водителю в светлое и темное время суток, что тоже благотворно влияет на безопасность.

— А если родители детей какой-то школы считают, что у них недостаточно территория обустроена для безопасности детей, куда им обращаться?

— Они могут и в ГИБДД обратиться по месту жительства, и в сами школы. У образовательных учреждений города Москвы есть преподаватели по ОБЖ, есть директора, замдиректора школы по безопасности. Директор по безопасности, в том числе, согласовывает с местным подразделением ГИБДД маршруты движения. 

Интервью к публикации подготовила Мария Сныткова

Беседовала

Автор Елена Тимошкина
Елена Тимошкина — шеф-редактор Правды.Ру *