Удар по русскому языку - удар по национальной идентичности

Российских детей лишают языка

Ни один год не проходит без каких-либо сногсшибательных инициатив в области образования. Вот недавно возникла идея о разделении русского языка в школе на базовый и углубленный. Кто и зачем проталкивает эту концепцию, которая добьет остатки грамотности у подрастающего поколения? Об этом Pravda. Ru рассказала глава Координационного совета Ассоциации учителей русского языка и литературы Людмила Дудова.

Система преподавания русского языка

- Как и когда возникла идея разделения изучения русского языка по уровням?

- Эта идея действительно родилась не сегодня. Вопрос об углубленном изучении стоял еще в документах 2004 года, федеральных требованиях к подготовке по русскому языку и литературе, и вообще по всем остальным предметам. То есть — вопрос очень давний, но в то время не поднимался вопрос о дифференциации в процессе проведения экзамена.

Вопрос этот возник с введением федерального государственного образовательного стандарта, который предусматривает ступени старшей школы, в 10-11 классах — профильное обучение. И там вопрос об углубленном изучении целого ряда предметов, в зависимости от выбора профиля обучения, действительно стоит.

Поэтому в связи с введением федерального государственного образовательного стандарта старшей школы особенно активно стал обсуждаться этот вопрос. В этом году прошла апробация ЕГЭ на базу и углубленный уровень. Пока еще трудно говорить, насколько это было успешно, но ясно совершенно, что базовый уровень так понижен, что его даже уровнем уже назвать трудно. И он опускается все ниже и ниже. Математику по базовому уровню очевидно уже изучают только на допороговом уровне.

- Ведь еще звучала концепция о соединении русского языка и литературы в один предмет.

- Так они пока и соединены в старшей школе. Еще не выполнено распоряжение президента о разделении предметов "русский язык" и "литература" в старшей школе.

Еще было поручение президента по итогам совместного заседания Совета по межнациональным отношениям и Совета по русскому языку при президенте, где вообще предлагалось выделить русский язык и литературу в отдельную образовательную область, а родные языки и литературу — в другую самостоятельную область. Это тоже не исполнено.

И пока в пилотном варианте уже целый ряд школ работает по федеральному государственному образовательному стандарту старшей школы, и там решается вопрос, сколько часов отводить на русский язык, на литературу в старшей школе, каково должно быть содержание этих предметов. Есть только результаты, на которые они должны ориентироваться, потому что в стандарте есть только требования к результатам.

Требования к содержанию образования в действующих стандартах отсутствует. Оно должно быть представлено в примерных программах. Примерные программы только проходят обсуждение.

Я особенно этим озабочена в связи с тем, что с математикой трудно сравнивать русский язык. Наверное, какие-то исчисления, сложные разделы математики нам в жизни не нужны, нам много не нужно в быту, из того, что мы изучаем в школе. Интегралы нужны тем, кто выбрал соответствующие научные сферы. А русский язык обслуживает, естественно, и научную сферу, и гуманитарную, и всю нашу повседневную жизнь. Это тот самый инструмент, который нужен везде. Он обслуживает национальную идентичность, прежде всего.

Он абсолютно формирует эту идентичность, потому что язык обеспечивает мышление, что создает картину мира. Без этого невозможно.

Реформы в системе образования

- Идут постоянные реформы, стандарты, бумаги… А на выходе мы видим результаты ужасающие. Это — сознательная игра на понижение?

- Абсолютно. Я занималась такой аналитической работой, когда обсуждалась концепция преподавания русского языка и литературы. За два-три дня до окончания обсуждения концепции было порядка восьмисот отзывов и комментариев примерно столько же. В основном высказывались учителя. Большинство сказало, что понижение связано, во-первых, с бесконечным процессом реформирования. Мы находимся в этом процессе уже больше двадцати лет. Ни один эксперимент, ни одно новшество не доведено до конца.

В прошлом году сдавали экзамен ребята, которые прошли полностью обучение по так называемому стандарту, а на самом деле федеральное требование к минимуму подготовки. Ведь надо же оценить результаты, понять каковы они. Нет! Ничего подобного мы не делаем. Эксперимент ставится, но не исследуется его результат. А в то же самое время, с 1 сентября 2015 года, мы уже вступили в реализацию стандартов федерально-государственных. Следующий эксперимент начался. Хотя никто не оценил плюсы и минусы прошлого опыта. До этого уже был эксперимент, и тоже апробировали какими-то кусками.

Вторая причина — смена учебника, это тоже следствие реформирования. У нас меньше стало учебников. Сейчас исключен был из федерального перечня учебник единственной линии, которая обеспечивала преподавание русского языка от 1 до 11 класса. В этих учебниках — огромное количество ошибок: орфографических, пунктуационных и так далее. Там были весьма сомнительные подходы к преподаванию литературы, а литература это все-таки предмет, формирующий сознание. Но ведь работали эти учебники. Качество учебников в учебном процессе, хотя они и проходили экспертизу, оставляют желать лучшего.

Третье — тоже очень существенно. То начинали учить детей с шести лет, то с семи, то начинали вводить преподавание иностранного языка и преподаем уже его с первого класса, то еще что-то придумывали. Когда я готовила доклад для выступления на заседании советов по русскому языку и межнациональным отношениям, я задалась целью: все-таки дать ответ на вопросы, откуда куда ушли часы. Раннее введение иностранного языка было осуществлено за счет того, что меньше стало отводиться часов на изучение русского и родного языков.

Таким образом, мы стали готовить детей, которые, наверное, планируют обучение и проживание за пределами Российской Федерации. При этом нам говорят о санитарно-эпидемиологических нормах и так далее. Изменилась система обучения в начальной школе, где закладываются основы грамотности, основные навыки чтения, именно как вида учебной деятельности.

Четвертая причина — это система подготовки учителей. Более семидесяти педагогических вузов закрыто в результате всяких реорганизаций. Их сливают, растворяют и так далее. Например, прекрасно осуществлял подготовку Педагогический университет в Магнитогорске, потом он стал Гуманитарным университетом, а сейчас его слили с Политехническим. Фактически они уже не занимаются подготовкой педагогов, зато появился филиал педагогического вуза в Магнитогорске из Челябинска. И в чем смысл всех этих рокировок?

— Кроме того, учительство у нас стало просто услугой…

— Да, так записано официально в законе. Образование — это вид услуги. Результаты будут плачевные. Если сохранится неразделенный русский язык и литература, не появится содержание образования, то результаты будут только продолжать ухудшаться. Это в перспективе просто-напросто может привести к катастрофе.

Подготовил к публикации Юрий Кондратьев

Беседовал

Автор Андрей Самохин
Андрей Самохин — журналист, обозреватель, редактор, внештатный корреспондент Правды.Ру *
Обсудить