Нищие на наших улицах. Кто виноват?

Бизнес на беде. Виноваты мы все?

Фальшивые "афганцы", калеки, никогда не воевавшие в Чечне, старушки, больные, лжебеременные. Теперь к этому сонму городских питерских попрошаек прибавились толпы "беженцев" с Донбасса. Фактически, как говорят специалисты, теперь цыганская мафия доставляет с Украины на берега Северной столицы новые партии бесправных рабов. Цыгане выдают их за беженцев.

Деньги — барону

"Не давайте никому милостыню, особенно в метро, — говорит Леонид Армер, руководитель Молодежной службы безопасности (эта общественная организация, вот уже около пяти лет совместно с прокуратурой и полицией Санкт-Петербурга занимаются проблемой питерских нищих). — Те, кому вы желаете помочь, не купят себе еды на ваши деньги, они отдадут их своим хозяевам — цыганской мафии".

По скромным подсчетам правоохранительных органов, сегодня в Петербурге орудуют около 400 профессиональных нищих. Среди этой когорты попрошаек, только одна-две старушки вышли на улицу действительно от нужды. Остальные занимаются бизнесом. Весьма прибыльным бизнесом. Завывания, фальшивые беременные животы, слезы, медицинские документы, а также хромота и колченогость — все нынче выставлено на продажу. И чаще всего мнимые больные и хромые едва стоит им завернуть за угол станции метро, чудесным образом исцеляются. Пропадают недуги. Появляются блеск в глазах и легкость в конечностях.

Заработок на нищих — традиционный бизнес для этнических группировок. И цыгане с Украины прочно заняли в Питере свою нишу. Так, по словам Леонида Армера, в Питере присутствуют группировки из нескольких областей бывшей дружественной страны.

Так же, как цыгане из Молдавии, которые используют в попрошайничестве инвалидов, их этнические родственники из Центральной и Восточной Украины также заставляют людей на себя работать. Снимают частные дома, в которых держат людей, отобрав у них все документы, избивают и принуждают их просить милостыню. Разница состоит лишь в том, что цыгане с Украины предпочитают завлекать в Петербург здоровых людей из малообеспеченных сельских районов. Их привозят сюда под предлогом хорошей работы, а по сути превращают в рабов.

А вот украинские цыгане румынского происхождения, прибывающие в РФ с Западной Украины, уже освоили бизнес на "беженцах". Они зачастую выдают себя за бедных людей с юго-востока Украины и выставляют на показ фальшивые документы о болезни или болезнях детей. Так же неплохо им удается прикидываться хромыми и горбатыми, ползать с костылями и перемещаться в инвалидных колясках.

Подайте Христа ради на особняк!

Представители силовых структур отмечают, что уже после начала военной ситуации на Донбассе в петербургском метро появились подозрительные личности с якобы "самыми правдивыми документами" на себя или на больных детей. Однако при элементарной проверке оказывается, что папки с фотографиями и медицинскими выписками принадлежат совершенно другим людям и детям. Родители последних, надо сказать, потом сильно удивляются, узнав, что жители Петербурга активно жертвуют деньги их страдающим недугами чадам.

Иерархия в таких "ячейках общества" весьма строгая, равно как и расписание труда и отдыха. Рано утром надсмотрщики привозят нищих на "работу". Излюбленные места для попрошаек в Петербурге — это метро, пригородные поезда, входы в храмы, людные переходы на Невском проспекте и т. д.

Рабочий день у попрошаек начинается с раннего утра и заканчивается около 11 вечера. После этого за ними приезжают опять-таки надсмотрщики, забирают и увозят в жилище. В день нищему вполне реально собрать до пяти тысяч рублей. А в месяц работник паперти может дать своему хозяину до 120 тысяч. В праздничные дни суммы могут достигать еще больших пределов. Правда не все эти деньги попадают в руки присматривающих. Часть денег уходит на оплату съемного жилья, еду, одежду и обувь для попрошаек, аренду транспорта для инвалидов. Еще часть денег цыгане оставляют себе или высылают бедным родственникам, а львиная доля дохода уходит к цыганским баронам. Именно на эти деньги последние покупают себе дорогие автомобили и отстраивают шикарные особняки. Сами нищие получают только стол и кров. Следует отметить, что эти деньги и есть тот самый черный нал и понятное дело никакими налогами не облагаются. Единственный "налог", который этнические группировки платят, — это мзда сотрудникам ППС.

Таким образом, любая милостыня, поданная добросердечным горожанином, "беженцу из Донбасса", инвалиду, "беременной" и другим попрошайкам, идет в копилку верхушки этнических группировок, которые живут на нее весьма припеваючи. А реальные беженцы помощи не получают.

"Если вы хотите помочь беженцам с Украины, лучше всего обратиться в крупные известные волонтерские организации, — говорит Леонид Армер. — Так ваша помощь дойдет до нуждающихся. Подавая милостыню, вы кормите сотни нахлебников".

Комментарии специалистов

Родион Чепалов, психолог "Сундеева-центра" психологической помощи:

Мы никогда не сможем отличить по внешнему виду фальшивого калеку от настоящего. И подавать милостыню или не подавать — сложный вопрос. С одной стороны, современное общество стало слишком жестким и в каждом человеке подозревает мошенника. У мошенников большой опыт "работы с населением". Они не читали умных книжек, но все делают так, что мы отдаем им деньги. А вдруг перед нами и вправду несчастный, которому дорога каждая копейка? Решить вопрос помогла бы реакция правоохранительных органов на каждого подозрительного попрошайку. Для желающих оказать помощь существуют фестивали благотворительности: о них можно узнать в интернете, на них можно придти, поговорить с самими одаряемыми, проверить документы.

Олег Ульянов, оперативный уполномоченный УУР ГУВД Санкт-Петербурга, майор полиции в отставке:

"Беженцы с Донбасса" — это очередной бизнес-проект цыганской мафии, на котором зарабатываются приличные деньги при минимальном вложении средств. Убрать попрошаек с улиц нашего города и станций метрополитена практически невозможно, но резко снизить их количество по силам даже ППС. В 19903–1991 годах, будучи постовым на Балтийской площади (а это место очень привлекательно для данного бизнеса — транспортная развязка, два вокзала, Варшавский и Балтийский), я просто не стал общаться с цыганскими "решальщиками", которые, само собой, предлагали взятки. В итоге через три месяца ни одного попрошайки там не было. В этом вопросе важна политическая воля руководителей районных отделов полиции и добросовестная работа постовых.

Также очень важным фактором является равнодушие наших граждан, которым легче на бегу сунуть купюру такому беженцу из Донбасса и получить моральную индульгенцию, чем подумать о том, что есть люди, которые действительно нуждаются в реальной помощи.

В общем-то, все старо, как мир. Равнодушие и коррупция — вот две основных составляющих данного бизнеса, ничего общего не имеющих с милосердием и помощью людям.

Автор Кристина Важенина
Кристина Важенина
Куратор Людмила Айвар
Людмила Áйвар — российский юрист, общественный деятель *