"Бриллиантовый мальчик" уехал, но обещал вернуться

"Алмазный мальчик" уехал, но обещал вернуться

Почему общество так взволновала история с "бриллиантовым мальчиком"? Что надо сделать, чтобы на городских трассах прекратились гонки лихачей? Нужно ли вводить в законодательство РФ понятие "опасное вождение"? Эти вопросы в эфире Pravda.Ru обсуждают главный редактор Pravda.Ru Инна Новикова и автомобильный обозреватель Игорь Моржаретто.

 - Игорь, cитуация с аварией юнца на "Феррари" на Крымском мосту в Москве, прямо скажем, сложилась неординарная. Я понимаю, у нас на дорогах много чего происходит. Какие же проблемы выявила эта авария? И почему ее так горячо обсуждают?

 - Проблема не новая, если вспомнить, что у нас в Москве недавно разбился сын бывшего иркутского губернатора Есиповского, и тоже на дорогой машине. В общем, таких ситуаций за последнее время было предостаточно.

Последнее ДТП выявило несколько проблем. Первая и самая главная, которую мы сейчас точно решить не сможем, — это проблема "неприкасаемых". Когда виновниками оказываются дети миллиардеров или высокопоставленных чиновников, тема резко закрывается: материалы исчезают, камеры не работают, свидетели исчезают, потерпевшие говорят "да мы здоровы".

Если мы хотим, чтобы у нас был порядок на дорогах, в Правилах дорожного движения должно быть написано первым пунктом: "На дорогах все равны". К сожалению, такой записи у нас в Правилах нет.

Вторая проблема — это отсутствие быстрого реагирования в городе. В последнее время было достаточно историй, когда некие люди, богатые и не очень, позволяли себе гонки на улицах со скоростью 200 км в час. И вдруг выяснилось, что у нас недостаточно хорошо работает система быстрого реагирования.

У ГАИ есть огромный ситуационный центр, есть ситуационные центры у других служб. И никакой проблемы нет, чтобы моментально выявить автомобили, которые несутся с сумасшедшей скоростью, нарушая правила дорожного движения. А далее действовать по заданному алгоритму: выезжают, условно говоря, шесть экипажей ГАИ, перекрывают улицу, включается везде красный светофор, человека моментально останавливают и ведут, куда надо.

Последние ДТП показали, что такой системы или у нас нет, или она есть, но почему-то не работает. Почему — объяснить не могу, хотя знающие люди говорят, что она вроде все-таки есть. Может, снова срабатывает проблема "неприкасаемых".

И третье — у нас в законодательстве есть огромные лакуны, которые надо срочно закрывать. Дай Бог, в ближайшее время в законодательстве появится хотя бы определение опасной и агрессивной езды, потому что человек, который сегодня несется с огромной скоростью по трассе, да еще и в городе, сегодня не несет никакого наказания.

 - В каком смысле не несет наказания? А выезд на встречную полосу на скорости 140 километров в час

 - Сейчас объясню. Существует целый ряд наказаний, они прописаны в Кодексе об административных правонарушениях: превышение скорости, несоблюдение дистанции и так далее. По каждому из них теоретически можно человека остановить и сказать — ты превысил скорость на сто километров в час, давай-ка мы у тебя заберем права или плати штраф очень большой.

Но во всем мире кроме этого существует такое понятие, как опасное, или агрессивное вождение. Это когда человек одновременно нарушает сразу массу пунктов правил, и все это в сумме представляет реальную опасность для окружающих: несется на большой скорости, резко тормозит, обгоняет, сгоняет с полосы светом или гудками, показывает неприличные жесты. В общем, много чего делает.

Таких признаков насчитывается примерно с десяток, и если оказывается, что водитель нарушает хотя бы три из них, к нему применяется наказание за опасную, агрессивную езду. У нас такого понятия в правилах не было, сейчас вводится. И, видимо, наказание будет очень жесткое.

Я предметно изучал законодательство, действующее в европейских странах, Америке, Австралии. Штраф там не просто высокий, а супервысокий, лишение прав, вплоть до уголовного наказания — до двух в лет в Великобритании. Человека могут реально отправить в тюрьму за такие вещи.

Что касается системы быстрого реагирования, то нам обещают, что в ГАИ Москвы появится специальная рота мотоциклистов.

 - Она будет контролировать всю Москву?

 - Всю Москву нет нужды контролировать. Есть несколько участков, которые облюбовали любители быстрой езды. Они, в основном, гоняют по Кутузовскому проспекту, на Ленинских горах, по третьему кольцу, МКАД. Но пока, когда в деле оказываются люди с большими деньгами, подобные водителю злополучной "Феррари", очень часто выходят сухими из воды Раз-два, и оказывается, что пострадавшие в ДТП претензий не имеют, никто из них не хочет возбуждать дела.

И единственное, что в данном конкретном случае можно предъявить водителю, это езду без документов — штраф в 15000 рублей. более сурово наказать его по нашим законам нельзя.

Повышать же штрафы без кардинального изменения законодательства в части агрессивного вождения, на мой взгляд, дело неразумное: "бриллиантовых мальчиков" на дорогах все-таки не много, а меры эти ударят в итоге по обычным водителям.

Также по теме:

"Опасное вождение" лишит свободы?

Реформа на страже пассажирской безопасности

Подготовил к публикации Сергей Валентинов

Беседовала

Автор Инна Новикова
Инна Новикова - с 2000 года - генеральный директор, главный редактор интернет-медиахолдинга "Правда.Ру". *
Куратор Людмила Айвар
Людмила Áйвар — российский юрист, общественный деятель *
Обсудить