Как оживить интеллигенцию провинции

Как провинциальному городу тряхнуть стариной

Пятый год подряд небольшой город Выкса в Нижегородской области оживает благодаря крупному международному фестивалю ART-OVRAG, разрушающему стереотип о тоскливой жизни в провинциальных городах. Об особенностях фестиваля, необычных направлениях и о культурном развитии небольших городов в эфире Pravda.Ru рассказала организатор ART-OVRAG Ирина Седых.

— Ирина, многие уверены, что богатая культурная жизнь — удел городов столичных, мегаполисов, а в провинциальных городах даже дождь - уникальное событие и развлечение. Но радостно замечать примеры обратного. Сегодня поводом для нашего разговора мы выбрали город Выксу, который находится в Нижегородской области и где ежегодно проводится очень яркий, массовый фестиваль под названием ART-OVRAG. Ирина, расскажите, почему же ART-OVRAG?

— В первую очередь хочу сказать, что ART-OVRAG организовывается Объединенной энергетической компанией, это градообразующее предприятие и, конечно же, жизнь в городе во многом зависит от того, как работает это предприятие. Стратегически компания всегда была нацелена на то, чтобы молодежь, которой в городе очень много, не уезжала, рабочие руки нужны.

Поэтому пять лет тому назад, сначала в рамках нашего благотворительного фонда НКО "Участие", был придуман небольшой фестиваль современного искусства. Направлен он был на молодежную, подростковую аудиторию с тем, чтобы привлечь внимание молодежи к собственному городу и рассказать ей о новых тенденциях в современном искусстве и использовать потенциал города.

Почему ART-OVRAG? Исторически просто, в городе существует очень старинный парк, который был разбит промышленниками Баташевыми, основателями завода, 258 лет тому назад. Это ландшафтный, очень красивый парк, в котором много оврагов. Название фестиваля, может быть, звучит немножко необычно, но первый наш фестиваль действительно проходил именно в овраге.

— Что изменилось за эти пять лет? Расскажите немного о направлениях, которые будут представлены на этом фестивале?

— Направлений очень много. Сначала мы свой фестиваль называли Фестивалем современного искусства. К нам в основном приезжали архитекторы, скульпторы, художники. Арт-составляющая — это было основное. И еще плюс экстремальные виды спорта были и музыка. Три года с одними кураторами мы делали этот фестиваль.

Но сейчас это команда Олега Шапиро, его компания Wowhaus, они в Москве много чего интересного сделали, и в Выксе уже второй год. И поскольку мы анализировали реакцию местных жителей на наш фестиваль, мы переименовали его в Фестиваль новой городской культуры. Почему именно "новой городской культуры"? Для нас очень важно, чтобы сами жители не просто были зрителями сторонними, а чтобы они участвовали в этом фестивале.

Как раз с приходом новой команды кураторов у нас появился новый проект, который называется АРТ-двор, когда мы жителям дворов города Выксы предлагаем совместно с профессиональными архитекторами изменить облик своего двора.

Два двора в прошлом году было сделано. На одном родилась очень хорошая спортивная площадка, а на второй появилась сцена, потому что двор был очень большой, в нем очень много проживает молодых семей с детьми и все детки танцуют, читают стихи и поют, и поэтому родителям очень хотелось, чтобы у них была сцена, что они и сделали. И как раз открытие АРТ-Двора в прошлом году проходило в этом дворе, на этой сцене.

— А как вы привлекаете такие ценные кадры, как Шапиро. У вас, я знаю, участвовали "Док-театр", "Музеон". Что вы сулите им, что обещаете, как заманиваете к себе?

— Безусловно, когда мы выбирали куратора, для нас было важно, поскольку мы производственная компания, найти такого партнера, который мог бы привлечь интересных людей, интересные проекты в театре, музыке, архитектуре, людей, которые в этой сфере вращаются и могут дать очень квалифицированный совет, кого бы они могли пригласить на фестиваль. И мы, безусловно, обсуждаем всех кандидатов, мы отсматриваем видео, примеряем, насколько это к городу подходит, и представляем на суд публики.

-А вы одну какую-то тему выбираете?

— Темы разные. Вот в этом году у нас тема называется "Берега искусств". Берега могут быть самыми разными. В Выксе изначально для самого производства было вырыто огромное количество прудов, они на самом деле существуют. Это очень красиво. И вот к этим нашим "берегам искусств" в этом году приплывет огромное количество очень интересных творческих людей.

— Какой состав участников, какие города участвуют?

- Участвуют самые разные города. На самом деле, наш фестиваль со второго года своего существования стал международным, потому что стали к нам приезжать и из Испании, и из Англии известная группа "Стоп", из Соединенных Штатов Америки. География обширная, не только из российских городов. Вот в этом году приедут из Пензы и Екатеринбурга. В прошлые годы тоже приезжали.

— А как люди воспринимают этот фестиваль и чувствуете ли вы отдачу какую-то с их стороны?

- Почва благодатная. Я уже говорила, что не всегда может нравится то, что мы привозим. Но для молодого поколения, как нам кажется, это все-таки расширяет границы восприятия. Безусловно, есть картинка в телевизоре, которую мы можем смотреть и видеть что-то новое, находить что-то интересное.

Но картинка в телевизоре все равно не дает той эмоциональной отдачи, которую ты получаешь, когда ты непосредственно видишь в живую выступление актеров, артистов, музыкантов, или ты видишь скульптуру вживую, ты можешь ее потрогать. Самые востребованные, кстати, на фестивале у нас те программы, которые для маленьких детей.

— Согласно высказыванию российского философа, в провинции есть культурные люди, но нет культурный среды, есть интеллигенты, но нет интеллигенции. Потому что гении, рождаясь в провинции, умирают в столице. Согласны ли вы с такой мыслью? И есть ли в культурной политике малых городов какие-то слабые места, требующие незамедлительных решений?

— Мне кажется, что административная культурная политика и политика нашей компании вместе, наверное, создадут ту интеллигентную среду, которая необходима в провинциальных городах. В этом году, поскольку пять лет уже фестивалю, можно получить какие-то результаты нашей работы. Мы собираем круглый стол, на котором хотим обсудить в том числе, кто все-таки больше за культурное развитие должен быть ответственен — власти или бизнес.

— А что нужно сделать, чтобы в культурной жизни небольших городов все существенно стало меняться — финансовые вливания, людские ресурсы или, может быть, государственная какая-то политика?

— Безусловно, без финансовой составляющей это будет сложно сделать. Проблем много и мне бы сейчас не хотелось углубляться в это. Если бы сейчас рядом сидел кто-то, кто отвечает за культурную политику в городе, он, наверное, пожаловался бы, что не хватает средств. На это любой в принципе может пожаловаться, что не хватает средств.

Но мне кажется, что очень много зависит просто от инициативы людей. И одна из целей нашего фестиваля — как раз пробудить в людях желание что-то делать. Если есть проект, то ты всегда найдешь финансирование под него, если ты горишь этим проектом. Чем больше, мне кажется, будет таких горящих людей, стремящихся что-то действительно улучшить, тем краше, наверное, и культурнее будет наша жизнь.

— Недавно был круглый стол у президента по вопросам культуры, хотят убрать ее из сферы обслуживания и на одну планку поставить с экономикой. В общем, в приоритетах у нас теперь культура. Вот удастся ли это сделать на данном этапе, как вы считаете? Вообще, культуру можно отделить от политики, чтобы министерства пропали, чтобы чиновники не диктовали, а полная свобода?

— Я думаю, что чиновники нужны. Потому что творческая личность должна заниматься творчеством, а организационные моменты должны под руководством правильных чиновников находиться. Правильный баланс просто между творчеством и чиновниками, наверное, необходим.

В качестве примера давайте вспомним 19 век, когда очень мощное было развитие производства в России. И вспомним всех наших писателей, музыкантов, композиторов, которые появлялись в то время. То есть это все идет параллельно. Поэтому, наверное, если действительно поставить в один ряд с экономикой важность и ценность культурной политики, то я думаю, что эффект будет значительный.

Читайте также: 

Туризм в России: чего не хватает

Патриотичное кино - прыжок в прошлое

Подготовила к публикации Мария Сныткова

Беседовала

Автор Татьяна Трактина
Татьяна Трактина — музыковед, журналист, корреспондент, руководитель службы интервьюеров Правды.Ру *
Обсудить