Недобросовестному производителю мы враги. Интервью с председателем общества защиты прав потребителей "Росконтроль" Александром Борисовым

Счетчики ЖКХ. Как распознать врага

Какими уловками не брезгуют недобросовестные производители продукции и как защитить свои права, чтобы обезопасить не только свой кошелек, но и здоровье, а то и жизнь. На вопросы "Правды.Ру" отвечает юрист, председатель общества защиты прав потребителей "Росконтроль" Александр Борисов.

В российских городах идет агрессивная маркетинговая кампания разных фирм, которые навязывают гражданам установку квартирных счетчиков на газ и воду. Объявления об этом наклеивают на двери подъездов, ими переполнен интернет. Некоторые из этих организаций даже не имеют лицензии на установку газовых счетчиков. Никто не поставит такие счетчики на учет, а в случае аварии еще придется отвечать перед законом.

Чтобы было понятно, обрисуем сначала ситуацию. Допустим, в квартире многоквартирного жилого дома специалистами ООО "Теплокоммунэнерго" были установлены два счетчика на газ. Владельцу квартиры выданы на руки договор на установку квартирного счетчика газа, акт выполненных работ и квитанция об оплате за установку. Однако квартиросъемщику начали приходить счета об оплате задолженности за газ от "Мособлгаза", его управляющей компании. При попытке сделать перерасчет на основании показаний еще не опломбированных счетчиков ему было отказано на том основании, что работы по установке производились не специалистами "Мособлгаза", а компанией, даже не имеющей лицензии на проведение подобных работ.

— Мы бы хотели спросить у вас, как защищен в этой ситуации наш потребитель, простой гражданин, который попался на удочку проходимцев?

— На самом деле защитить потребителя очень сложно в данной ситуации, — отметил председатель общества защиты прав потребителей Александр Борисов. — Вернее, есть механизмы, как защитить: через суд, через обращение в Роспотребнадзор и т.д. Но насколько это все действенно? К нам, в общество защиты потребителей "Росконтроль", очень часто поступают обращения, в частности, по поводу установки газовых счетчиков. Исходим из того, что компания, которая устанавливает счетчик, должна обладать лицензией. С 1 января 2015 года, по сути, эти функции на себя взяли энергоресурсные организации. Они и устанавливают счетчики. Все, работающие под их наименованием, - это компании, которые не имеют лицензий и не могут устанавливать подобного рода устройства, подобного рода приборы.

Будем исходить из того, что у энергоресурсных организаций могут быть своих аффилированные компании. Аффилированные - с точки зрения того, что они на аутсорсинг просто передают часть функций тем компаниям, которые лицензированы. Если к вам пришла компания, которая не имеет лицензию и устанавливает вам счетчик - вы покупаете кота в мешке. Если при установке счетчика на газ что-то сделали неправильно: неправильную разводку, неправильную установку, - каковы могут быть последствия? К сожалению, бороться с этой ситуацией очень сложно. В каком плане?

В соответствии со статьей 159-й Уголовного кодекса "Мошенничество", эта ситуация характеризуется как хищение путем обмана. В данной ситуации никто ничего не похищает. Людей не обманывают, им услуги предоставляются, счетчик устанавливается. Налицо в чистом виде статья 171-я Уголовного кодекса - "Незаконная предпринимательская деятельность". Но здесь есть тоже масса ограничений. Согласно части первой этой статьи, чтобы привлечь предпринимателя, который занимается такой незаконной деятельностью, он должен допустить крупный ущерб. То есть, соответственно, значительный вред нанести. Его деятельность должна принести вред на сумму не менее полутора миллионов рублей.

Будем исходить из того, что один счетчик стоит 4,5 тысячи рублей. Каким образом правоохранительным органам нужно выстроить цепочку и доказать все эпизоды, чтобы общую сумму скомпоновать в два миллиона? Это представляется фактически невозможным.

Есть другой путь. Обратимся к части второй 171-й статьи. Когда уже бабахнет. Есть уже человеческие жертвы, причинен ущерб непосредственно жильцам, причинен ущерб дому. В такой ситуации, конечно, возможно привлекать, но это уже постфактум. Получается, что предприниматель не защищает потребителя.

Энергоресурсные организации не проводят с населением никакой работы. Допустим, я установил счетчик у непонятной организации, завтра прошу поставить его на баланс, а мне улыбаются, крутят у виска. Знаете, это даже какая-то форма насмешки. Глупый, у кого ты там устанавливаешь, ты должен был идти к нам. Откуда я об этом знаю как потребитель? Вы мне об этом рассказали? Я не читаю постановления правительства, я не читаю федеральные законы. Нужно обладать правовыми знаниями, нужно изучать нормативно-правовую базу.

— Александр, одна и та же фирма может установить как счетчик на газ, так и на воду. На следующий день вы идете в ЖЭУ или ЖЭК и ставите его на учет. Все легко и просто. А с газовым счетчиком так не получится. Говорят, он представляет собой опасность.

— Правильно. Источники повышенной опасности - газовые котлы и газовые плиты. Это всегда взрывоопасная ситуация. Поэтому предприятие или организация, которая ставит газовый счетчик на баланс, начинает за него нести ответственность. Ну, как я возьму его себе на баланс, когда я не знаю, кто его устанавливал, каким образом устанавливал? Ведь в случае возникновения ЧП я буду нести ответственность.

— Если газовые счетчики нормальные, их могут опломбировать после проверки? Они, конечно, потеряют четыре с половиной тысячи, но в каких-то исключительных случаях они могут пойти навстречу потребителю?

— Да, безусловно, могут. И мы давайте здесь исходить из того, что нужно повернуться лицом к своему потребителю. Да, такая ситуация имеет место быть, но давайте объявим своего рода амнистию тем, кто уже установил газовые счетчики. Приедет комиссия, посмотрит, проинформирует жителей, что до такого-то числа мы все проверим, и если монтажные работы произведены нормально, то поставим счетчики на баланс, поставим их на учет.

Здесь должна идти работа информирования непосредственно потребителей. Разве проблема проинформировать жильцов о том, что ни в коем случае не поддавайтесь на действия мошенников? Вопрос здесь есть и к правоохранительным органам. Мы подходим к подъездам и видим кучу объявлений. Завтра у вас будет проводиться, допустим, проверка воды. Некое ООО "Мосводоканал", которое не имеет вообще никакого отношения к воде. Приходят проходимцы, начинают продавать за колоссальные деньги какие-то фильтры для воды. Участковый все это видит. Ну, невозможно не поверить, что участковый на своей земле не знает, кто у него работает, тем более, он делает обходы домов, он видит все это. Сделай контрольную закупку. Помимо доказывания по уголовной статье, есть же административное законодательство. Да, там сумма штрафа не столь большая. Но если мелкого предпринимателя оштрафовали раз на 30 тысяч рублей, два, три, наверное, ему придется либо закрыть свой бизнес, либо переехать в тот район, где участковый не ходит.

— Или останется возможность продавать только через интернет.

— Да. Или только через интернет.

— Насколько я правильно понял, первый вариант — добиваться правды через суд и прочее, но это очень хлопотно и денег, видимо, стоит... Так?

— К сожалению, да, судебная система...

— Во-вторых, всегда можно найти какую-то лазейку, чтобы отказать.

— Безусловно. Есть же поговорка: друзьям — все, а врагам — закон. В данной ситуации потребитель — враг, потому что он заказал у кого-то, не принес деньги именно в эту кассу.

Приведу статистику: в 2014 году суды рассмотрели более 300 тысяч исков в защиту прав потребителей. Сюда входит, кстати, установка всяческого рода счетчиков. Удовлетворяемость иска варьируется от 82 до 84 процентов. Вроде бы, потребитель защищен, но давайте-ка исходить из сроков рассмотрения! Девять месяцев, 12 месяцев человеку надо ходить по судам, чтобы что-то доказывать, а бремя доказывания возлагается на него, как на истца.

Второй момент. Сумма штрафа — десять тысяч рублей. За год хождения по судам - десять тысяч рублей! Удовлетворит ли это?

— Это стоимость двух счетчиков на газ…

— Вот, собственно, и все. Поэтому на чьей стороне здесь суд стоит? К сожалению, это правоприменительная практика и, к сожалению, это такое законодательство. Особый порядок делопроизводства по делам о защите прав потребителей, наверное, было бы правильно вводить. Ведь сумма компенсации в тех же Соединенных Штатах Америки или в Европе исчисляется десятками миллионов долларов или евро. Поэтому у нас вот такие псевдоорганизации, ООО "Ромашки", которые непонятно что устанавливают, — они фактически легитимны в том правовом поле, которое у нас имеется.

— Если подытожить, получается, мы мало того, что страдаем — это мы уже выяснили... Но пока ничего не изменится в сфере законодательства, нам остается полагаться только на хорошее отношение и пытаться как-то договориться, чтобы нам пошли навстречу.

— Во-первых, хотелось бы всем пожелать: если уж вы решили установить счетчики, то проверьте лицензию у организации и то, каким образом она связана с энергоресурсной организацией…

— Можно проверить, позвонив непосредственно туда, где мы оплачиваем свои счета за газ, и там уточнить?

— Да. Телефон в открытом доступе. Набрать определенное количество цифр и спросить: а можно ли доверять этой организации.

— Почувствуйте разницу! Нечистоплотные на руку говорят: вам удобно в такой-то день и время. А в госорганизацию звонишь — там только с понедельника по пятницу, и еще не известно, когда приедут.

— Этим и пользуются. Это как раз уловки этих организаций. Они предоставляют сервис, который удобен для потребителя. К сожалению, наши государственные органы не предоставляют такой сервис. Либо предоставляют, но с такой натяжкой. Приходится очень долго договариваться, это некая такая закостенелость. Я — потребитель, я плачу деньги, поэтому относитесь ко мне, как к потребителю. Потому что я ваш финансист. А у нас получается как раз наоборот. Я - монополист, ты от меня никуда не денешься, как платил, так и будешь платить. И одним местом к потребителю. Конечно, это не очень правильно.

— В случае, если все с установленными счетчиками нормально, но они не опломбируют их и не берут на свой баланс, что делать?

— Если вам отказывают, надо посмотреть, какие основания для отказа. Если абсолютно надуманные основания, конечно, можно обжаловать эти действия. В частности, в те же органы прокуратуры.

— Если отсутствует, например, тот же паспорт на установленный счетчик? Это является основанием?

— Это, конечно, является нарушением. Возникают вопросы, что это за счетчик, кем он изготовлен, какая у него пропускная мощность.

— Кстати, одна из уловок этих мошенников. Они под разными предлогами говорят, что техпаспорт на изделие принесут, когда будут опломбировать счетчики на газ. Чем может помочь ваша организация защиты прав потребителей "Росконтроль"?

— Мы готовы проинформировать граждан, оказать квалифицированную помощь при написании обращения, подготовки обращения в компетентные органы, в суд, если нужно наказать эту организацию.

Пока в этот "черный рынок" никто не вмешался, он будет процветать и дальше. И они будут приходить, особенно к пожилым людям, будут рассказывать, будут показывать, объяснять, устанавливать, а потом дважды, трижды люди будут переплачивать.

Но тут вопрос не только денег. Давайте поговорим о безопасности. Ведь не известно, что мне установили, что это за счетчик. Сколько у нас случаев взрывов бытового газа? Давайте исходить из того, что часть таких взрывов бытового газа как раз происходит из-за подобного рода случаев.

— Не думаю, что счетчиков на газ много устанавливают. Вот на воду их гораздо больше…

— Потому что обязывают.

— По газу же этого пока нет. Природный газ пока еще не столько дОрог у нас…

— Подождите, если тарифы повысят, мы все с вами пойдем их устанавливать. Иначе будет просто невыгодно.

— Что еще, кроме газа, представляет опасность? На чем еще нас могут поймать?

— В частности, под брендом нашей организации, Общество защиты прав потребителей "Росконтроль", приходят торговцы фильтрами для воды. Наверное, в больших городах про эту уловку уже слышали. Приходят якобы представители "Мосвода", "Мосводоканала" или еще каких-то там организаций, маскирующихся под государственное, под федеральное бюджетное учреждение. Предлагают проверить качество питьевой воды. Наливают стакан воды из-под крана, ставят какие-то железки, эти железки начинают выделять пену. Вам говорят: "Посмотрите, какая у вас плохая вода". Обычный потребитель думает, что к нему пришли представители государственной организации и им можно верить. Жильцу предлагают приобрести за 40, 60, 80 тысяч рублей фильтр для воды. В случае, если вы не можете сразу оплатить, вам предоставят якобы льготный кредит. С точки зрения маркетинга происходит психологическая накрутка. Человек полагает, от такой воды завтра он загнется, и заключает договор на приобретение подобного рода продукции. От лица якобы госорганизаций меняют сантехнику по завышенным ценам и ставят новую не самого хорошего качества. И еще раз обращаю ваше внимание — это опять объявления.

— Не секрет, что порой пропадают целые базы данных потребителей...

— Я вам приведу пример. Как-то ко мне в дверь раздался звонок. Представляются — соцзащита. Спрашивают: "Проживают ли у вас люди, которые подлежат социальной защите?" Показали мне какую-то корочку. Прошу: "Покажите мне, пожалуйста, еще раз, я хочу повнимательнее на нее посмотреть". - "Нет, вы скажите, проживают у вас или нет?" - "Нет, не проживают". То есть, происходит сбор информации. Работают некие группы в неких районах, собирают информацию о пожилых людях, пенсионерах, о социально не защищенных категориях лиц, которым потом продают медицинские препараты, различные БАДы - все, что угодно, только бы выманить у людей, которые не знают своих прав, не знают, как себя защитить, деньги. И, извините за выражение, пытаются "впарить" абсолютно непонятный продукт.

Вы, наверное, прекрасно знаете, как сертифицируется у нас подобная медицинская техника, которая продается пожилым людям. В сертификационный центр минздрава предоставляется прибор, который якобы поднимает настроение. Замерили у десяти респондентов. Вроде бы подняло настроение, а потом под этот медицинский прибор уже изготавливается такой сертификат.

— Вот в каком страшном обществе мы живем. Никому вообще нельзя верить?

— Не то, чтобы никому. Верить, наверное, нужно себе, в первую очередь. Нужно понимать, если у вас хоть малейшее сомнение закралось относительно красивых речей, симпатичных образов, когда вам говорят, что тот или иной прибор или что-то еще, - это просто фантастическая машина, которая вас и вылечит, и настроение поднимет, и поесть приготовит... Наверное, надо понимать, что чудес не бывает.

— Можно обращаться к вам на сайте общества защиты прав потребителей или позвонить по телефону?

— На нашем портале "Росконтроль" можно оставить заявку, там нужно описать вашу ситуацию, и наши юристы дадут рекомендации по вашему случаю.

— У вас платные услуги?

— Нет-нет, мы работаем бесплатно. Почему? Потому что мы общественная организация, мы же должны защищать потребителя. Если мы будем брать с него деньги, наверное, это будет неправильно. Это уже будет юридическая консультация, юридическая контора, которая оказывает платные юридические услуги. Мы добьемся качественных услуг и качественной продукции лишь тогда, когда будем сами в этом заинтересованы. Если этого не будет, то качество продукции и услуг будет оставаться достаточно плохим.

Скажем так, "Росконтроль" провел проверку практически 100 категорий товаров. Я вам скажу, что порядка 60 процентов — это продукция, которая не соответствует требованиям качества безопасности. То, что мы едим каждый день (я уже не говорю о бактериологии, о каких-то там астериях, синегнойных палочках и т.д.), например, — мы просто говорим об элементарном обмане потребителя, с точки зрения того, когда животные жиры заменяются растительными маслами. Когда мы покупаем масло — это спред (род пищевых изделий на основе смеси растительных и молочных жиров с массовой долей общего жира от 39 до 95 процентов. — Ред.). Мы покупаем рыбу, а там один лед. То есть масса, масса нарушений. И сейчас фактически наш потребительский рынок завален некачественной продукцией, о чем уже начинают бить в колокола и сами добросовестные производители, потому что им тяжело конкурировать с различного рода фальсификатами и недобросовестными производителями. Об этом начинают бить в набат и торговые сети, и, в частности, государственные органы, потому что ситуацию надо менять.

— Насколько эффективна деятельность вашей организации?

— Знаете, мы исходим из того, что мы, главным образом, занимаемся информированием потребителя. Безусловно, мы обращаемся и в суды, обращаемся в надзорные органы, но информирование потребителя - на наш взгляд, это наиболее качественный инструмент для предупреждения каких-либо фактов правонарушений. Почему? Потому что я, как потребитель, понимаю, что тот или иной продукт или услуга, если они некачественные, фальсифицированные, то я буду бить рублем, в первую очередь.

— Существуют ли списки фирм нарушителей, списки некачественной продукции?

— У нас очень большой перечень лабораторных исследований. Существуют программы испытаний. В частности, в телевизионных программах проводят экспертизу по одному-двум критериям. Мы же берем от 40 до 80 критериев. Это более глубокая проверка. Если недобросовестный производитель заведомо делает что-то не так, то пройти ее практически невозможно.

— Любая экспертиза стоит немалых денег. Откуда берете средства?

— Существуем на пожертвования. Мы вокруг себя объединили большое количество крупных государственных и негосударственных экспертных организаций с очень мощными лабораториями, с очень мощными именами. Это профессура и доктора наук. Когда рынок "черной" сертификации начал замещать лабораторные исследования качественных, крупных лабораторий и появилась дешевая "черная" сертификация, чей оборот, кстати, составляет более двух миллиардов долларов в год, безусловно, наши организации остались почти что без заказов. Теперь добросовестный производитель идет к ним, а недобросовестный — на "черную" сертификацию.

— Были ли случаи, когда люди и организации, в общем-то, достойные, правильные, вы их прежде проверяли, а через некоторое время они вдруг решили где-нибудь смухлевать. Такие не попадались?

— Нет, такого мы не выявляли. Наоборот, добросовестный производитель заботится о своей репутации, заботится о качестве. Поэтому для него наша проверка - это всегда сигнал, что нужно изменить технологию либо посмотреть повнимательнее на какие-то конкретные этапы производства продукции. В этой ситуации добросовестному производителю мы — помощники. Недобросовестному производителю — мы враги.

Читайте также:

Ремонт не событие… Тем более — капитальный

Зловоние в российском секторе газа

Квартира — подарок. А капремонт — грабеж?

Личные данные — уже во всех магазинах страны

ЖКХ: россияне поставлены на счетчик

Интервью к публикации подготовил и беседовал

Автор Игорь Буккер
Игорь Буккер — журналист, очеркист *
Куратор Людмила Айвар
Людмила Áйвар — российский юрист, общественный деятель *
Обсудить