Интервью с начальником управления организации дознания ГУ МВД, подполковником полиции Павлом Миловановым

Ложный теракт: шутить не время

Могут ли простые граждане предотвратить теракт? Как правильно действовать, если вы заметили подозрительный предмет? Как выявляется и наказывается заведомо ложное сообщение о теракте? На эти и многие другие вопросы в прямом эфире видеоканала Pravda.Ru ответил начальник управления организации дознания ГУ МВД, подполковник полиции Павел Милованов.

— Павел Павлович, не могли бы вы коротко рассказать, чем занимается управление организации дознания?

— Подразделение дознания, как и следствие, занимается расследованием уголовных дел и направлением их в суд. Отличие дознания от следствия в том, что дознаватели расследуют преступления небольшой и средней тяжести (преступления, максимальный срок лишения свободы за совершение которых не превышает пяти лет).

Дознаватели расследуют более 50 процентов уголовных дел, находящихся в производстве органов, уполномоченных вести предварительное расследование по преступлениям. К подследственности дознания отнесено более 100 составов преступлений, например: хулиганство, грабежи, кражи, угоны автотранспорта, организация и содержание наркопритонов, вымогательство, истязание, нанесение побоев, незаконное предпринимательство, регистрация незаконных сделок с земельными участками, приобретение и сбыт имущества, добытого преступным путем, злостное уклонение от уплаты кредиторской задолженности, браконьерство, незаконная миграция, ложное сообщение об акте терроризма.

Также дознаватели расследуют уголовные дела по преступлениям, связанным с незаконным оборотом оружия, наркотиков. Проводя расследование, дознаватели пресекают на ранней стадии совершение преступлений с более тяжкими последствиями (убийство и причинение тяжкого вреда здоровью).

При поступлении заявления или сообщения гражданина о преступлении в органы внутренних дел дознаватель проводит по нему проверку и принимает решение о возбуждении уголовного дела, а если в действиях лица нет признаков преступления, то он отказывает в возбуждении уголовного дела.

Дознаватель, как и следователь, проводит следственные действия, предусмотренные уголовно-процессуальным законодательством, — осмотр места происшествия, допросы, очные ставки, обыски и т. д.

Кроме того, дознаватель, как и следователь, имеет право применять в отношении подозреваемого меру пресечения в виде заключения под стражу (арест), подписки о невыезде, личного поручительства.

— Как обычно проводится расследование преступлений?

— Есть предварительное расследование и следствие, есть форма дознания. То есть законодательно обозначено так, что преступления тяжкие, сложные расследуются непосредственно следователями. Но и по сложным, особо опасным преступлениям: терроризму, взрывам, поджогам и т. д. — схема действия достаточно простая. Сначала оперативники собирают начальные материалы и сведения. Кинологи, эксперты и другие специалисты совершают обследования, собирают и изучают материалы и т. д.

В последующем, изучив все материалы уголовного дела, дознаватель уже принимает решение, как поступать, куда направить это дело дальше. То есть он принимает процессуальное решение о возбуждении или об отказе.

Сейчас достаточно распространены ложные сообщения о готовящихся преступлениях. Практически все поступаемые ложные звонки образуют признаки преступления по 207-й статье (Заведомо ложно сообщение об акте терроризма. — Ред.). Уже в рамках расследования принимают меры по установлению лиц, совершивших данное преступление.

— Как не попасть под эту статью? Как поступать обычному человеку, если он видит какой-то неопознанный, подозрительный предмет, брошенный пакет? На остановках или в транспорте это случается. Что это — неизвестно. Не будешь же, как дурак, кричать: "Люди, чье?" Или все-таки нужно сразу начинать бить в колокола, связываться с машинистам метропоезда и т. д. Ведь обычно это просто кто-то мусор выкинул в неположенном месте или случайно забыл свои вещи. В таких случаях нужно ли стесняться вызывать экстренные службы?

— Да, нужно. Со всей уверенностью заявляю вам: проявление бдительности, проявление гражданской ответственности жизненно необходимо. Такие действия никоим образом не попадают под состав какого-то преступления.

Если вы обнаружили подозрительный предмет, то в обязательном порядке вы должны вызвать милицию. Это, без сомнения, нужно делать. В прошлом году подразделением дознания было возбуждено 233 уголовных дела о ложных вызовах. Но сообщения о каком бы то ни было наличии предмета, естественно, не повлечет никаких последствий для сообщившего. Напротив, необходимо проявить гражданскую ответственность и сообщить о подозрительном предмете.

— То есть уголовную ответственность влечет только заведомо ложный вызов? Например, кто-то не хочет идти на контрольную, звонит и говорит, что школа заминирована. Сознательно вводит в заблуждение…

— Конечно. Когда человек, осознавая, что на том или ином объекте отсутствуют какие-то опасные предметы, взрывчатка или еще что-то, умышленно сообщает нам об угрозе, о том, что произойдет какой-то террористический акт, — это, естественно, преступление. А если есть реальные основания, подозрения, сообщать о них необходимо.

— Какая уголовная ответственность предусмотрена по данной статье?

— Там есть две части. Первая — это без причинения какого-либо вреда и ущерба, вторая — если такие действия повлекли какие-то серьезные последствия.

На мой взгляд, наказания — достаточно серьезные. Предусмотрено до трех лет лишения свободы или многотысячные штрафы. А по второй части (в случае наступления каких-то тяжких последствий) ответственность уже до пяти лет. Это если под угрозу была поставлена нормальная деятельность, например, больницы, и в итоге таких действий пострадали люди. Если произошло что-то тяжкое, то, естественно, в данном случае человек будет привлечен именно по второй части.

Если он несовершеннолетний и не достиг определенного возраста, то он не подпадает под уголовную ответственность, но это никоим образом не будет исключать материальную ответственность его родителей или опекунов. Действительно, как правило, у нас подростки со школами любят баловаться, но, кстати, необязательно всегда со школами. Их личности почти всегда устанавливаются. Тогда предъявят гражданский иск родителям, которые будут возмещать сотни тысяч ущерба как организации, так и государству.

— То есть в данном случае речь идет именно не об административном штрафе, а о возмещении ущерба?

— В части административной ответственности обязательно также будет рассматриваться вопрос в отношении опекунов за ненадлежащее воспитание.

А штрафы будут складываться из нескольких статей ущерба и расходов. От 15 тысяч рублей до 50 тысяч рублей — это вызов всех служб. А вот ущерб, причиненный гражданским организациям, всем посетителям этих учреждений будет рассматриваться отдельно. Естественно, что если это касается транспорта, то останавливается все движение — поезда или автомобили. Конечно, там ущерб будет огромный. Мало никому не покажется.

Но на административных мерах все не заканчивается. За прошлый год по такого рода преступлениям направлено более 30 уголовных дел в суд. Все эти лица привлечены к уголовной ответственности. Некоторые из них осуждены на реальные сроки. Практически по каждому уголовному делу были удовлетворены гражданские иски. В этом направлении мы не ослабляем оборотов.

— А какие мотивы толкают взрослых людей на такие бессмысленные действия?

— Как правило, в основном, данные преступления совершаются из хулиганских побуждений, когда люди чем-то расстроены. Кто-то их, как они считают, незаслуженно оскорбил, обидел. Таким образом они стараются отомстить, нанести какой-то ущерб обидчику. Например, был такой случай. Человек хотел устроиться на работу в один из крупных торговых центров, но ему отказали. Тогда он сообщил о заминировании торгового центра только из-за того, как он объяснил, что ему было интересно. Он хотел посмотреть, как будут работать службы, как приезжают пожарные, "скорые", МЧС, кинологи, как все обследуют. Но это преступный интерес. В общем, он тоже был установлен и привлечен к уголовной ответственности.

Как правило, такие случаи раскрывает полиция, зачастую устанавливают личности преступников органы Федеральной службы безопасности, ряд других специализированных подразделений. По телефону все разговоры записываются. Идет обычная работа — сопоставляем голоса, узнаем по мобильнику, кто где находился.

Это касается не только данной категории (тех, кто увлекается ложными сообщениями о терактах), но и вообще всей так называемой уличной преступности. Конечно, свидетельские показания тоже немаловажны. Видеозапись по значимости доказательств находится в первом ряду…

— Видеозапись может быть единственным доказательством?

— Ну, не совсем так… Каждый лист материала уголовного дела — это и есть доказательство. В том числе, показание самого подозреваемого. Совокупность всех собранных улик, показаний, экспертиз и т. д. Учитывается все.

— По крайней мере, в Москве сейчас очень много камер. Практически каждый метр должен быть под их наблюдением. Тогда почему не все преступления раскрываются?

— К сожалению, часто бывают случаи, когда частные видеокамеры — допустим, у какого-то кафе или магазина — установлены, но они не подключены или не работают по другим причинам. Видеокамеры на жилых домах и государственных учреждениях относятся к системе обеспечения безопасности города. К ним частные лица доступ не имеют.

По нашим камерам все отслеживается в реальном времени. Специальные сотрудники смотрят и в случае необходимости сразу же принимают соответствующие меры. Также они выполняют наши запросы по изъятию тех или иных записей, которые мы направляем к ним при расследовании преступлений.

Главное — надо работать, проявлять инициативу, требовательность и настойчивость. Также и граждане должны быть активными и неравнодушными. Если видите что-то противозаконное, сообщите в полицию сразу же. Не будьте безучастными. Это в интересах вашей собственной безопасности.

Читайте также:

Хотите безопасности? Смиритесь с прослушкой!

Подростка от суицида могут спасать сверстники

Телефонные шалости пенсионера из Петербурга

Массовое "минирование" столичных школ

ФБР вычислило подозреваемого в теракте?

Интервью к публикации подготовил Юрий Кондратьев

Беседовала

Автор Елена Тимошкина
Елена Тимошкина — шеф-редактор Правды.Ру *
Куратор Людмила Айвар
Людмила Áйвар — российский юрист, общественный деятель *
Обсудить