Превышение скорости будет наказываться более серьезными штрафами

Новыми штрафами по смертельной скорости

Министерство внутренних дел России подготовило законопроект, предусматривающий штрафы за превышение допустимой скорости от 10 км/час и выше. Данная норма действовала до 2013 года в достаточно узком промежутке — от 10 до 20 км/час, за что полагался штраф в 100 рублей. Теперь штрафы возрастут в пять раз. Но уменьшит ли это число смертельных ДТП.

После этого предельно допустимым без финансовых санкций стало превышение скорости на 20 км/час. А нынешняя инициатива правоохранителей регулирует такое превышение на величину от 10 до 40 км/час — и штраф за это будет полагаться уже в 500 рублей.

В качестве главной причины МВД называет заботу о пешеходах. Дескать, если на дороге стоит ограничивающий знак в 60 км/час, то мало какой водитель избегает искушения разогнаться до "безопасных" (в смысле штрафа) 80 километров. А при таком превышении скорости попавший под колеса лихача пешеход практически стопроцентно обречен. Стало быть, "порог нештрафуемого превышения скорости" надо снизить.

Можно заметить, что логика таких объяснений как минимум не очень убедительна. Во-первых, сами же полицейские приводят еще одну статистику, по которой при наездах даже при скорости в 45 км/час половина пострадавших пешеходов погибает.

Энергия удара зависит от квадрата скорости — стало быть, на 70 километрах будет более, чем вдвое выше, чем на 45. А вот при 80 километрах — в 1,3 раза выше, чем при 70.

Насколько это снизит процент смертельных случаев, МВД не сообщает. Есть подозрение, что ненамного. Причем, если уж даже на 45 км/час половина пешеходов "получает тяжелые увечья", то при даже якобы более безопасных, чем 80 км, 70-ти, оставшиеся в живых "позавидуют мертвым" — ибо в итоге им вряд-ли будет "светить" что-то, кроме очень глубокой инвалидности.

Но, собственно говоря, дело даже не совсем в этих резонах. А в том, что больше всего страдает в ДТП как раз не пешеходов, а автомобилистов, включая пассажиров машин. Так, по позапрошлогодней статистике, в 2012 году в России пострадало 19324 пешехода. Из которых погибло около 13 тысяч. Казалось бы, очень высокий процент.

Но на деле, высокая смертность — лишь среди пострадавших пешеходов. Но страдает то их, на самом деле, относительно мало: 19 тысяч пострадавших — это на 62 тысячи наездов, всего около 30 процентов. То есть, 70 процентов таких наездов происходит на настолько безопасных скоростях, что, вспоминая Ильфа и Петрова, "жертва отделывается легким испугом". А погибших, соответственно, чуть больше 20 процентов от общего числа "пешеходных" ДТП.

Между тем, за тот же период общее количество пострадавших на дорогах составило 258 тысяч. Погибло из них — 28 тысяч. Стало быть, из 230 тысяч "просто пострадавших" лишь 6 тысяч (19234 минус 13 тысяч) принадлежало к пешеходному "племени" — менее 3 процентов. Остальные так или иначе относились к "племени" автомобильному.

Справедливости ради, стоит отметить, что хотя общее количество пострадавших автомобилистов и пешеходов соотносится, как 12:1, но число погибших делится обоими категориями почти поровну. Из тех же соображений справедливости надо отметить, что почти 40 процентов погибших пешеходных жертв автомобилей попали под колеса по собственной вине.

Исходя из вышеприведенных данных и расчетов, для радикального снижения хотя бы смертельных исходов среди пешеходов, максимально допустимую, как минимум, в городах, скорость надо уменьшить хотя бы до тех же 45 км/час.

А с учетом 10-километрового "лимита" без угрозы получить штраф — так и, вообще, до 35 км/час. При этом, по вышецитированным данным МВД, все равно будет погибать половина попавших под колеса авто, едущих с такой скоростью.

Конечно, на первый взгляд, такая инициатива выглядит очень гуманной. Но если разобраться — те же пешеходы очень часто становятся и пассажирами как минимум общественного транспорта. Много им доставит радости добираться на работу на вышеуказанной "черепашьей" скорости в 35-45 км/час?

В связи с этим вспоминается исторический факт — отчего изобретенные уже в начале 19 века паровые автомобили так и не стали массовыми на родине паровых машин, Англии. Оказывается, тамошние лорды очень озаботились безопасностью местных пешеходов. А потому и обязали перед каждым паровым экипажем идти "глашатая", предупреждавшего прохожих о возможной опасности попасть под колеса этой машины. В итоге охотников ездить со скоростью пешехода не нашлось — и перспективная для того времени разработка тихо умерла, едва родившись.

Так что, как это не грустно, но инициатива МВД ограничить реально-максимальную скорость с текущих 80 до 70 км/час увеличить безопасность пешеходов вряд ли сможет. Разве что чуточку сдвинет соотношение погибшие/инвалиды.

Но, допустим, такое снижение скоростного режима могло бы заметно снизить смертность среди самих автомобилистов — водителей и пассажиров. Ведь при условии их пристегивания ремнями (а еще лучше — наличия подушек безопасности) столкновение с препятствием на скорости 60 км/час практически безопасно, а уже при 80 — грозит немалым процентом смертности.

Но тут начинает действовать другой резон — величина штрафов. Кто в России больше всего любит носиться по дорогам с превышением скорости? Правильно — "мальчики-мажоры" — да, впрочем, и такие же девочки тоже. А нередко — и "мажористые" родители. Ну, а как иначе, когда под капотом мощного "Мерса" или "Ауди" сотни полторы "лошадей" как минимум, а разогнаться они позволяют до больше двухсот км/час?

И что — штраф даже в 500 рублей за превышение скорости, способный нанести ущерб бюджету водителю разве что ржавого "Жигуленка", сможет остановить таких лихачей? Да у них один коврик в салоне стоит столько же, как месячный "абонемент" на такие штрафные расходы!

Не пора ли российскому ГИБДД начать осваивать опыт многих западных стран, где величина штрафа, в том числе и за превышение скорости, зависит от стоимости автомобиля?

Четыре года назад в СМИ сообщалось о поучительном случае, когда швейцарские полицейские оштрафовали за превышение скорости 37-летнего шведа на "Мерседес-Бенц" стоимостью в 219 тысяч долларов. Водитель мчался со скоростью 300 км/час.

В итоге его кошелек облегчился на более, чем миллион американской валюты, почти впятеро дороже цены самого авто нарушителя.

Вот с такой "дифференциации" по доходам нарушителя и стоило бы начать заботиться о безопасности движения нашим правоохранителям.

Читайте также: 

МВД хочет вернуть штраф за минимальное превышение скорости

Водителей будут штрафовать за превышение скорости более чем на 10 км/ч

Финна оштрафовали на 95 тысяч евро за превышение скорости

Задержанный в Париже за превышение скорости посол Швейцарии лишен дипиммунитета

Штраф за превышение скорости может вырасти в пять раз

Превышение скорости на МКАДе привело к смерти трех человек

Нападающему "Реала" Бензема грозит тюрьма за превышение скорости

 

Автор Юрий Носовский
Юрий Носовский — журналист, внештатный корреспондент Правды.Ру
Куратор Людмила Айвар
Людмила Áйвар — российский юрист, общественный деятель *
Обсудить