Чиновники из минстроительства поручили заниматься похоронным делом

Чиновники займутся темой вечности

Вопрос, с которым наверняка сталкивался каждый, - похороны родных и близких, скорбная и очень непростая процедура. Почему-то сразу резануло сообщение о том, что в скором времени полномочия по регулированию рынка похоронных услуг получит министерство строительства и ЖКХ. Подумалось: ну вот, опять по чему-то очень личному пройдутся чиновничьим утюгом.

Как пишет "Коммерсант", с таким предложением глава минстроя Михаил Мень обратился к премьеру правительства РФ, который уже дал свое согласие. Предполагается, что бизнесмены будут нести материальную ответственность за некачественные услуги, также будут повышены требования к минимальному размеру уставного капитала. Все это должно помочь навести порядок в этой сфере. С 2000 года нет федеральной целевой программы по развитию отрасли, в 2003 году отменено лицензирование похоронной деятельности.

Тогда же был принят закон "Об общих принципах организации местного самоуправления", передавший все полномочия по регулированию сектора ритуальных услуг местным властям, которым не удалось ни наладить похоронное дело как самостоятельный вид деятельности, ни навести порядок на кладбищах. Годовой оборот этой сферы лишь в Москве достигает 10 миллиардов рублей, а из-за отсутствия федерального регулирования отрасль превратилась в полукриминальный сектор.

Тем не менее рынок ритуальных услуг остается одним из наиболее выгодных для ведения бизнеса. Пользоваться сервисом такого рода в том или ином виде вынуждено практически все население страны, а рост объемов рынка, кстати, совпадает с состоянием социально-экономической ситуации.

Но не будем об экономике, все-таки это зачастую очень личная тема. Никаких денег не пожалеешь, чтобы достойно проводить в мир иной дорогого человека. Речь пойдет о кремации. Автор этих строк столкнулся с этой темой буквально накануне, поэтому может считать себя в какой-то мере если не специалистом, то хотя бы причастным к ней. Всякое в жизни бывает. В этом и убеждаюсь. Кремация - это нормально или противоестественно? Вопрос вопросов.

Читайте также: В ФРГ идет битва за советский мемориал

Хотя ответом могут служить слова Патриарха Московского и всея Руси Кирилла (цитата с сайта Патриархии): "Кремация находится вне православной традиции. Мы верим, что в конце истории произойдет воскресение мертвых по образу Воскресения Христа Спасителя, то есть не только душой, но и телом. Если мы допускаем кремацию, то тем самым как бы символически отказываемся от этой веры. Конечно, речь здесь идет только о символах, ибо и похороненное в земле человеческое тело также превращается в прах, но Бог силою Своей из праха и тления восстановит тело каждого".

Но все-таки есть житейские обстоятельства, которые могут подтолкнуть даже глубоко верующих людей именно к кремации. Бывает, что люди просто поставлены в такие обстоятельства, при которых другого способа захоронения просто нет. Вот случай из собственного опыта. У хорошего друга, бывшего мичмана, моего подчиненного во времена службы на атомной подводной лодке, умерла старенькая мама. В Одессе. А похоронить ее он хотел в Архангельске, где у него семья, взрослые дети, дача-гараж-хозяйство. Она была не раз у него в гостях и завещала: мол, сынок, если ты тут свил житейское гнездо, то и меня похорони когда-нибудь здесь, на Севере. Ведь Родина не только то место, где ты родился, но и то, где живут твои дети и внуки...

Сразу скажу: дело было еще за несколько месяцев до майданных событий на Украине, тогда можно было еще как-то "порешать" любые вопросы хоть в Одессе, хоть в Киеве. И мой друг уехал хоронить мать, не опасаясь "чего-то такого". Через неделю он вернулся в Архангельск с необычным грузом: у него в чемоданчике, в оцинкованном контейнере, была урна с прахом мамы. В крематории Одессы с пониманием отнеслись к просьбе опечаленного северянина. Тело умершей мамы кремировали для захоронения за тысячи километров. Но перед этим ее отпели по всем православным канонам.

Православный одесский священник (увы, мой друг его имени не запомнил, но все равно - низкий поклон ему!), который отпевал ее до кремации, сказал примерно так: сын мой, не говори мне, что будет далее с телом. Душа ее теперь далеко. Бог простит! По-одесски получилось - мудро и толерантно. И по-православному. Это важно - потому что мама моего бывшего мичмана была очень набожной. Друг мой захоронил прах мамы в Архангельске, как она и завещала. Представляю, как тяжко было бы вести гроб, точнее, цинковый контейнер с гробом, из Одессы в Архангельск.

Читайте также: Вспомнить погибших, благословляя живых

Думаете, почему в русском языке есть теперь выражение, понятное без всяких дополнений пояснений - «Груз 200»? Да примерно столько весит цинковый ящик с гробом погибшего, скажем, в Афгане или Чечне, солдата... Груз 200 - это если боец погиб недавно. Груз 300 - если давно, и отрывать не то что гроб, даже цинковый ящик - нельзя. Сам это знаю, потому что сопровождал в свое время такие грузы с Северного флота, скажем, до Башкирии или до того же Севастополя...

Ну да ладно. Не буду о личном. Давайте об общем. «Разные бывают обстоятельства мирской жизни, - сказал в беседе с корреспондентом Pravda.Ru иерей Николо-Карельского храма, что в Архангельской области, клирик православного просветительского центра святых Кирилла и Мефодия Олег Загайнов. - Такими обстоятельствами могут быть, увы, и отсутствие денег для покупки места на кладбище и установки какого-то особенного памятника. Поверьте, такое бывает! Это в наше время часто случается по бедности. Нет либо денег на покупку могилы, либо можно купить землю только на таком кладбище, куда и не добраться никак. Но хуже, если как бы по бедности кремируют, а потом на месте захоронения ставят огромный и дорогой памятник, вместо которого можно было купить даже несколько могил. Тут уж о бедности речь не идет, лукавство это.

Лучше честным быть перед Богом. Он простит.... Бывают случаи, когда по санитарным правилам невозможно подзахоронить тело в могилу к близкому покойному человеку (дочь к матери, бабушку к дедушке и так далее). Чтобы похоронить тело в ту же могилу, должно по санитарным правилам пройти много времени. А вот урну подзахоронить можно. И многие кремируют своих родственников, чтобы люди, дорогие друг другу при жизни, лежали вместе в могиле.

Тоже как бы друг с другом. Но тут важно понимать, что умершие не живут на кладбище! На кладбище лежат только тела (или прах), а души находятся в других обителях. По этому вместе, или на разных кладбищах похоронены близкие люди, принципиального значения для их душ не имеет. Если люди при жизни любили друг друга, шли к Богу, жили по совести, то они будут вместе в любом случае, даже если будут похоронены в разных странах. А вот если один из супругов вел благочестивую жизнь, а второй, например, был богоборцем, то хоть их тела можно похоронить рядом, но их души все равно будут далеко друг от друга...».

Ну что ж, внемлем словам священника. Православие - религия очень толерантная. Хотя в эпоху «новой России» даже толерантность становится понемногу какой-то коммерциализированной, что ли. Всей стране известен, например, знаменитый крематорий Новосибирска. И Pravda.Ru о нем тоже писала не раз. Так там даже решили продвинуть свой похоронный бизнес необычными акциями. То ли рекламными, то ли действительно затеянными ради того, чтобы как-то сгладить скорбь людей, потерявших близких. Тут бывают настоящие праздники с кучей гостей, фейерверком, ликованиями и угощениями. Как будто и не сжигают тут трупы вовсе...

Честно говоря, если посмотреть на фотографии Новосибирского крематория, то он, скорее, напоминает некий царский дворец. Один из первых в России крематориев, построенных на частные деньги, расположен в поселке Восход на окраине Новосибирска. Среди дачных коттеджей раскинулся огромный парк. На террасах парка, перед оранжевым дворцом в стиле классицизма, обильно расставлены монументальные скульптуры. Похоронная идиллия и ритуальная благодать...

Читайте также: Траурные венки на пыльных обочинах

Акция в храме скорби трогательная, необычная и странная одновременно. Вся церемонии, включая погружение гроба в печь, можно снимать на веб-камеру и передавать в Сеть. И порой упрекать организаторов в кощунстве бесполезно: некоторые мероприятия проводятся по просьбе родственников. Они, скажем, находятся за границей, приехать на церемонию не имеют возможности, так что проститься не могут лишь по интернету.

В общем, в XXI веке даже кладбища уходят в некую виртуальную реальность. Но это у нас в России все это дело смотрится как-то диковинно, мы еще не до конца привыкли к тому, что похоронные услуги - это все-таки бизнес, который и ведется-то по правилам обычного бизнеса: с рекламой, пиаром, менеджерами, инвесторами, офисным планктоном и так далее. На Западе к этому привыкли уже давно.

Предприимчивые европейцы придумали множество сервисов, чтобы у их пока еще живых клиентов была хотя бы иллюзия вечной жизни. Европейцам предлагают уже при жизни хорошенько задуматься о том, как они хотят отправиться в вечность. С широком выбором разного рода "примочек" для оригиналов. Так, некая швейцарская фирма предложила производить из пепла усопшего бриллианты, которые затем вставляются в оправу перстня или кулона. Стоимость варьируется от 3,5 тысячи евро за бриллиант в четверть карата до 15 тысяч евро за бриллиант в один карат.

А в Германии большим спросом пользуются анонимные захоронения. Безымянную могилу в лесу заказывают те, кто не хочет обременять своих родственников лишними заботами. Впрочем есть и такие люди, которые не желают кануть в Лету после смерти. Для них немец Маттиас Краге придумал цифровое кладбище. За 19 евро 90 центов в год любой желающий сможет оставить на своей страничке память для потомков - в виде фотографий, рассказов о своих увлечениях и так далее. "Вечный" пакет стоит 499 евро. За эти деньги сайт обещает хранить данные пользователя до Страшного суда...

И никто пока его знает, кто прав тут, а кто виноват. Да и виноват ли?

 

Автор Андрей Михайлов
Андрей Михайлов — офицер, журналист, собственный корреспондент Правды.Ру в Северо-Западном федеральном округе
Обсудить